Группа 206
Предмет: Устройство и эксплуатация транспортных средств.
Тема: Особенности устройства двигателя.
Тема урока: Охлаждающие жидкости и их свойства.
Цель урока: изучить данную тему, ответить на вопросы.
Охлаждающие
жидкости, их применение.
Охлаждающие жидкости выпускаются как в виде концентратов,
так и в виде готовых продуктов. При эксплуатации современных автомобилей для
охлаждения двигателей применяют незамерзающие жидкости, объединенные общим
названием «АНТИФРИЗЫ».
В настоящее время широко распространено употребление двух
названий охлаждающих жидкостей: «Тосол» и «Антифриз». В последнее время
отечественные производители стали выпускать охлаждающие жидкости, готовые к
применению, то есть уже разбавленные водой, с использованием маркировки «Антифриз».
Как правило, это тот же «Тосол», но несколько лучшего качества.
«ТОСОЛ» - автомобильная охлаждающая жидкость, разработанной
в 1971 году для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами
Государственный научно-исследовательский институт органической химии и
технологии. Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии
органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на
название спиртов. Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными и
зависят от состава.
За рубежом термин антифриз использовали для обозначения
концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя
внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только
морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является
сезонной потребностью и не отражает его функцию как теплообменной среды,
разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и
повреждения при всех эксплуатационных условиях.
Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и
сегодня, является вода. Но это не самая лучшая жидкость для охлаждения
двигателя, так как в природной воде растворены соли и минералы, обусловливающие
жесткость воды.
Наибольшее распространение имеют гликолевые незамерзающие
жидкости - смеси этиленгликоля с водой. Реже встречаются жидкости,
изготовленные на основе пропиленгликоля, глицерина, монопропилена, смешивать
которые с этиленгликолевыми нельзя.
Этиленгликоль - двухатомный спирт, представляет собой
прозрачную бесцветную вязкую жидкость без запаха. Цвет технического
этиленгликоля слегка желтоватый. Его смеси с водой застывают при весьма низких
температурах. Меняя соотношение воды и этиленгликоля, можно получить смеси с
температурой застывания от 0 до минус 70°С. Этиленгликолевые жидкости имеют
большой коэффициент объемного расширения. При нагревании до рабочей температуры
их объем увеличивается. При застывании этиленгликолевых антифризов объем
образующейся кашицеобразной массы увеличивается очень незначительно и
размораживания двигателя или радиатора не происходит.
Химическая промышленность на базе этиленгликоля выпускает
несколько марок антифризов. Первые низкозамерзающие охлаждающие жидкости -
антифризы марок 40 и 65.
Выделяют следующие марки этиленгликолевых антифризов:D3306
и ASTM D4656 - для легковых автомобилей и малых грузовиков; ASTM D4985 и ASTM
D5345 - для двигателей, работающих в тяжелых условиях; G 11 - для легковых
автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов); G 12 -
для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют).
Хочется отметить, что кроме общих стандартов, многие
производители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными
требованиями. Например, нормы GENERAL MOTORS USA - Antifreeze Concentrate GM
1899-M, GM 6038-M или система нормативов G - концерна Volkswagen (G-12, G-11).
Как я сказал уже выше, охлаждающие жидкости применяются для
того, чтобы двигатель автомобиля не подвергался большому перегреву.
В процессе применения охлаждающие жидкости контактируют с
различными конструкционными материалами, такими как алюминий, медь, латунь,
чугун, резина и другие. Для эксплуатации двигателей при положительных
температурах воздуха самой подходящей охлаждающей жидкостью является вода. При
отрицательных температурах во избежание замерзания воды применяют водные смеси
с различными веществами, понижающими температуру застывания, то есть
антифризов. Антифризы получаются как водные растворы соответствующих концентратов.
В процессе эксплуатации качество антифриза можно контролировать по плотности.
Из охлаждающей жидкости в процессе эксплуатации в первую очередь испаряется
вода, которую следует периодически доливать и желательно дистиллированную.
Такую низкозамерзающую охлаждающую жидкость как «Тосол»
применяют круглогодично как в зимнее, так и в летнее время. Жидкость готовят на
основе этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок и
антивспенивателя. Вообще выпускают три марки этой жидкости: Тосол А, Тосол А-40
и Тосол А-65.
Рассмотрим особенности одной из трёх марок, а именно марки
«Тосол А». «Тосол А» - концентрированный этиленгликоль с присадками.
Пользоваться им следует только после разведения его дистиллированной водой.
Смесь Тосола А и воды в соотношении 1:1 имеет температуру начала кристаллизации
минус 35 °С. Плохо то, что растворы этиленгликоля вызывают значительную
коррозию конструкционных металлов. Чтобы защитить детали системы охлаждения от
коррозии, а попутно обеспечить теплоносителю ряд других полезных свойств -
пониженную вспениваемость, антинакипиновые свойства и прочие - в
водно-гликолевую смесь добавляют пакет специальных присадок, который и
определяет основную часть эксплуатационных показателей залитого в систему
антифриза.
Стандартный пакет присадок включает: ингибиторы коррозии,
антинакипины, антивспенивающие и смазывающие составы.
Иногда для защиты металлов от коррозии применяют
охлаждающие жидкости, содержащие силикаты, бораты, нитриты, фосфаты, то есть
силикатосодержащие жидкости. У этих жидкостей есть ряд серьезных недостатков.
Это, прежде всего, образование осадка, приводящего к закупориванию узких
каналов системы охлаждения. Кроме того, силикатные ингибиторы коррозии образуют
по всей поверхности системы охлаждения защитный слой толщиной более 1000
Ангстрем, что сильно снижает эффективность теплоотвода и увеличивает количество
абразивных частиц в системе охлаждения.
Важно отметить и такой факт, что при продолжительном
использовании охлаждающая жидкость стареет - концентрация ингибиторов в ней постепенно
снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию
увеличивается. Срок службы охлаждающих жидкостей типа «Тосол» и «Лена»
ограничивается долговечностью присадок и обычно составляет 2 года. Ресурс
жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля.
Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают
отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных
утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Срок замены антифриза предписывает
автозавод или изготовитель. Но иногда жидкость стареет раньше. При этом
образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного
бачка, при незначительной отрицательной температуре (-10...15°С) заметно
помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего
срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих
признаков, антифриз нужно сменить. Процесс смены охлаждающих жидкостей таков:
после слива старой жидкости систему заправляют чистой водой, затем запускают
двигатель и дают ему поработать на холостых оборотах 15-20 минут; потом сливают
воду и заправляют систему новой охлаждающей жидкостью. В эксплуатации плотность
охлаждающей жидкости проверяют ареометром.
В итоге хочется отметить то, что в состав охлаждающих
жидкостей входит разный пакет антикоррозионных и противовспенивающих присадок,
в основу которых могут входить фосфатные, борные, нитритные, аминные, или
импортные химические ингибиторы. При смешивании охлаждающих жидкостей с разными
присадками может возникнуть химическая несовместимость, следствием которой
является выпадение геля или осадка и, в целом, ухудшение свойств охлаждающей
жидкости. Поэтому при переходе с охлаждающей жидкости одного производителя на
другого следует полностью слить старую жидкость и промыть систему
подготовленной водой.
1.
Характеристика охлаждающей жидкости тосол
?
2.
Этиленгликоль - двухатомный спирт?
3. Характеристика антифриза ?
Комментариев нет:
Отправить комментарий