Группа 306
Предмет: Устройство и Т.О, ремонт автомобиля.
Тема : Электро оборудование.
Тема урока: Стояночная тормозная система.
Цель урока : изучить данную тему и законспектировать.
Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе “ручник” ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля. В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.
Главное предназначение стояночного тормоза (или ручника)
состоит в удержании автомобиля на месте во время длительной стоянки. Также он
используется в случае выхода из строя основной тормозной системы
при аварийном или экстренном торможении. В последнем случае ручник
применяется в качестве притормаживающего устройства. Также ручной
тормоз используется при осуществлении резких поворотов на спортивных
автомобилях. Стояночный тормоз состоит из тормозного привода (как правило,
механического) и тормозных механизмов. Виды стояночного тормоза По типу
привода ручной тормоз подразделяется на: механический; гидравлический;
электромеханический стояночный тормоз (EPB).
Наиболее распространен первый вариант благодаря простоте
конструкции и надежности. Для активации ручника достаточно потянуть рукоятку на
себя. Натянутые тросы заблокируют колеса и приведут к снижению скорости.
Произойдет торможение автомобиля. Гидравлический ручник используется
значительно реже. По способу включения стояночный тормоз бывает: педальный
(ножной); с рычагом.
Ручник, приводимый в действие при помощи педали, используется
на автомобилях с автоматической коробкой передач. Педаль ручного тормоза в
таком механизме расположена на месте педали сцепления. Различают также
следующие виды привода стояночного тормоза в тормозных механизмах: барабанный;
кулачковый; винтовой; центральный или трансмиссионный. В барабанных тормозах
используется рычаг, который при натяжении троса начинает воздействовать на
тормозные колодки. Последние прижимаются к барабану, и происходит торможение.
При активации центрального стояночного тормоза происходит блокировка не колес,
а карданного вала. Также имеет место электрический привод ручного тормоза, где
дисковый тормозной механизм взаимодействует с электродвигателем.
К основным элементам ручника относятся: механизм, приводящий
тормоз в действие (педаль или рычаг); тросы, каждый из которых воздействует на
основную тормозную систему, приводя к торможению.
В конструкции тормозного привода ручника используются от
одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в
себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными
механизмами, второй – с рычагом. Тросы соединяются с элементами стояночного
тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены
регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или
возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной
пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на
тормозном механизме. Принцип работы ручника Механизм приводится в действие
переводом рычага в вертикальное положение до щелчка фиксатора. В результате
тросы, прижимающие тормозные колодки задних колес к барабанам, натягиваются.
Задние колеса блокируются, происходит торможение. Чтобы снять автомобиль с
ручника, необходимо зажать фиксирующую кнопку и опустить рычаг вниз, в
исходное положение. Стояночный тормоз в дисковом тормозном механизме Что
касается автомобилей с дисковыми тормозами, то здесь применяются следующие
разновидности стояночного тормоза: винтовой; кулачковый; барабанный. Винтовой
применяется в дисковых тормозах с одним поршнем. Последний управляется за счет
вкрученного в него винта. Винт вращается за счет рычага, соединенного с другой
стороны с тросом. Поршень по резьбе вдвигается и прижимает тормозные колодки к
диску. В кулачковом механизме поршень перемещается за счет толкателя, имеющего
привод от кулачка. Последний жестко соединен с рычагом с помощью троса.
Перемещение толкателя с поршнем происходит при повороте кулачка. Барабанный
тормозной механизм применяется в дисковых тормозах с несколькими поршнями.
Эксплуатация ручного тормоза В заключении дадим
пару советов по эксплуатации ручника. Необходимо всегда проверять
положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется,
это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и
дисков. А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не
рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном
морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных
дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы
может привести к серьезным поломкам. В автомобилях с автоматической коробкой передач,
несмотря на режим «паркинг», рекомендуется использовать также и ручник.
Во-первых, это позволит продлить срок службы механизма «паркинга». А во-вторых,
избавит водителя от внезапного отката машины в ограниченном пространстве, что,
в свою очередь, может привести к нежелательным последствиям в виде наезда на
соседнюю машину.
Ответить на вопросы письменно:
1. Виды стояночных тормозов
?
2. Назначение и устройство стояночного тормоза ?
3. Принцип работы стояночного тормоза?
Комментариев нет:
Отправить комментарий