Группа 206
Предмет: Устройство и эксплуатация транспортных средств.
Тема урока: Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя.
Цель урока: изучить данную тему, ответить на вопросы письменно.
Техническое
обслуживание системы смазки двигателя
Система
смазывания двигателя должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся
поверхностям с целью снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа
деталей, защиты их от коррозии, отвода тепла и продуктов износа от трущихся
поверхностей,
Система
смазки предназначена для подвода масла к трущимся поверхностям деталей
двигателя, что уменьшает трение между ними и износ, способствует охлаждению
нагретых поверхностей и удаляет продукты износа из зон трения. Основными
неисправностями системы смазки являются: негерметичность системы, низкое или
повышенное давление масла и его загрязненность (таблица 1).
Таблица 1
– Признаки неисправности системы смазки
Признак |
Неисправность |
Способ устранения |
1. Давление масла превышает допустимые значения |
Неисправен датчик или указатель давления. Загрязнены
каналы смазки. Используется вязкое масло. Загрязнение масляного фильтра |
Заменить датчик или указатель давления. Промыть систему
смазки. Заменить масло в соответствии с рекомендациями. Замена или очистка
фильтрующего элемента |
2. Низкое давление масла |
Низкий уровень масла. Разрегулирован или изношен
редукционный клапан. Неисправен масляный насос. Износ коренных и шатунных
шеек Засорена сетка маслозаборника |
Долить масло. Отрегулировать или заменить редукционный
клапан. Заменить шестерни или масляный насос в сборе. Произвести ремонт
кривошипношатунного механизма. Очистить сетку маслозаборника |
3. Загрязнение масла |
Засорены фильтрующие элементы. |
Заменить или очистить фильтрующие элементы |
4. Снижение уровня масла |
Негерметичность системы смазки. Угар масла. |
Заменить сальники коленвала и уплотнение поддона,
клапанных крышек и т.д. Заменить маслосъемные колпачки и (или) провести
ремонт цилиндропоршневой группы |
Диагностирование
системы смазки осуществляется визуально (по наличию подтеканий) и переносными
приборами. Места течи определяют по пятнам и подтекам масла на двигателе и под
автомобилем при его стоянке.
От
исправного состояния системы смазывания, своевременного проведения ТО и
устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в значительной
степени зависит надежность работы двигателя.
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазывания и не допускать подтекания масла из фильтров, масляного радиатора, картера двигателя и соединений маслопроводов.
Метки маслоизмерительного щупа
При
проверке уровня масла автомобиль должен находиться на ровной горизонтальной
площадке. После остановки двигателя должно пройти 3…5 минут, чтобы масло стекло
в поддон картера. Затем вынимают и протирают щуп, замеряют уровень масла,
который должен находится между метками «min» и «max». При необходимости масло
доливают через маслозаливную горловину через воронку с сетчатым фильтром.
Низкий
уровень масла в картере двигателя приводит к нарушению его подачи к трущимся
поверхностям, к их перегреву и даже к выплавлению антифрикционного сплава
вкладышей подшипников коленчатого вала.
При
повышенном уровне масла появляется нагар на стенках головки цилиндров, днищах
поршней и головках клапанов. Избыток масла приводит к утечке его через сальники
и уплотнительные прокладки.
Причинами
повышенного расхода масла могут быть: износ, пригорание или поломка поршневых
колец, закоксование отверстий в кольцевых канавках поршня, износ канавок
поршневых колец по высоте, износ цилиндров, образование на них царапин.
Изношенные поршневые кольца, поршни и гильзы цилиндров следует заменить.
Повышенный
расход масла может быть также от засорения клапана или трубки вентиляции
картера двигателя.
Во время
работы двигателя (вследствие нагрева и распыливания) масло в картере интенсивно
окисляется, в результате чего образуются твердые (кокс) и мягкие (смолы)
продукты окисления. Смолы, отлагаясь на горячих деталях картера, клапанной
коробки и в маслопроводах, ухудшают условия подачи масла к трущимся частям.
Образующиеся кислоты вызывают коррозию трущихся поверхностей и особенно сильно
воздействуют на антифрикционный сплав тонкостенных вкладышей.
В
результате неполного сгорания пары топлива в виде конденсата попадают из
цилиндра в картер, разжижают масло, ухудшают его смазочные свойства — вязкость
и липкость.
При
заправке двигателя маслом необходимо соблюдать требуемую чистоту заправочного
шланга с наконечником, заправочной посуды и маслозаливной горловины, так как в
картер могут попадать механические примеси, которые увеличивают абразивный
износ трущихся деталей двигателя.
Причинами
понижения давления масла могут быть: снижение уровня масла в поддоне двигателя,
повышение его температуры, загрязнение маслосборника, фильтрующего элемента
фильтра грубой очистки или трубопроводов (масляных каналов), течь масла в
соединениях, недостаточная производительность масляного насоса, неплотное
прилегание редукционного клапана или износ подшипников коленчатого вала. Для
устранения причин пониженного давления масла прежде всего надо убедиться в
наличии необходимого количества масла в поддоне двигателя, исправности
указателя давления масла и его датчика.
Исправность
указателя давления масла проверяют заменой его контрольным прибором. Пониженная
вязкость масла может быть вызвана попаданием топлива в цилиндры из-за неполного
его сгорания. Повышенная температура масла (свыше 120°С) возможна из-за
неисправной системы охлаждения. Уменьшение вязкости масла в поддоне может быть
связано с разжижением его топливом. Эта неисправность устраняется подтяжкой
соединений сливной топливной магистрали у дизеля или устранением причин,
вызывающих перебои в работе свечей зажигания, повышение уровня топлива в
карбюраторе.
При
обнаружении течи масла следует ее устранить подтяжкой штуцеров, пробок и
креплений приборов системы смазывания.
Своевременное
и качественное ТО системы смазывания обеспечивает постоянную техническую
готовность механизмов, агрегатов и двигателя в целом.
При
падении давления масла в системе смазывания двигателей на щитке приборов
загорается сигнализатор аварийного давления масла. Загорание сигнализатора на
средней и большей частотах вращения коленчатого вала двигателя указывает на
наличие неисправности. При этом двигатель необходимо остановить и устранить
неисправность.
Редукционный клапан регулируется шайбами, установленными
между колпачком клапана и пружиной.
При температуре воздуха более 15…20°С необходимо включить масляный
радиатор. Его также следует включать независимо от температуры окружающей среды
при езде в тяжелых дорожных условиях с большой нагрузкой и малыми скоростями
движения.
Если давление масла занижено или завышено, его проверяют с
помощью механического манометра, устанавливаемого на место масляного датчика,
так как автомобильные указатели давления могут иметь значительную погрешность.
Техническое состояние насоса можно определить только после его снятие на стенде
У
правильно собранного и чистого фильтра после остановки двигателя ротор
продолжает вращаться 2…3 мин, издавая характерное гудение. Степень
загрязненности фильтра можно оценить по его температуре. Если фильтр холодный,
то он сильно засорен и масло проходит через редукционный клапан, минуя фильтр.
Перед
заливкой свежего масла, систему смазки необходимо промыть. Если в двигателе
использовалось синтетическое масло, имеющее в своем составе моющие средства, то
промывка не производится, если минеральное, то промывка осуществляется через
2…3 замены, если полусинтетическое — через 5…6 замен. Промывка осуществляется
следующим образом. После сливания отработавшего масла, не снимая масляный
фильтр, в двигатель заливают специальную промывочную жидкость или промывочное
масло (ВНИИНП-ФД, МПС-1, МПТ-2М, «Олиофиат Л-20» и др.). При отсутствии
такого масла можно использовать смесь, состоящую из 50 % моторного масла и 50 %
дизельного топлива, или маловязкое масло типа веретенного (МГ-22А). Промывочное
масло заливают до отметки «МIN» на щупе. Запускают двигатель, оставляют его
работать примерно 10 мин, потом глушат и сливают промывочное масло. По
окончании промывки снимают масляный фильтр.
После
замены фильтра в двигатель заливают свежее масло до середины между отметками
«МIN» и «МАХ». Двигатель запускают и оставляют его работать на минимальных
оборотах примерно 1 мин. После выключения двигателя через 3…5 минут (чтобы все
масло стекло в масляный картер) проверяют уровень масла и при необходимости
пополняют его.
Ответить на вопросы:
1. Назначение технического обслуживания системы питания тракторов?
2. Виды технического обслуживания?
3. Неисправности и способы устранения системы питания?
Комментариев нет:
Отправить комментарий