Группа 310
Предмет: Эксплуатация, Т.О и ремонт С/Х машин.
Тема: Ведущие мосты тракторов.
Цель урока: изучить данную тему, и письменно ответить на вопросы.
Ведущие мосты колесных и
гусеничных тракторов
Общие сведения
Ведущие мосты служат для
передачи крутящего момента от коробки передач ведущим колесам (звездочкам)
трактора.
В зависимости от
конструкции колесные тракторы могут иметь один ведущий мост — задний или два
ведущих моста — задний и передний; в этом случае трактор имеет повышенную
проходимость.
Основными механизмами
ведущих мостов колесных тракторов являются главная передача, дифференциал,
конечные передачи, тормоза, полуоси.
У гусеничных тракторов
вместо дифференциала устанавливается механизм поворота, которым могут быть
рулевые муфты поворота (бортовые фрикционы) или планетарный механизм (у
тракторов ДТ-75М, Т-4А).
Главная передача служит
для увеличения передаточного числа силовой передачи крутящего момента на
последующие механизмы к ходовой части.
Главная передача
представляет собой пару конических шестерен или пару цилиндрических
шестерен (Т-25, Т-40, Т-16М).
Дифференциал — это
планетарный механизм, передающий вращение с главной передачи к конечной и
автоматически обеспечивающий разную скорость вращения ведущих колес при
повороте и езде по неровному пути.
Принцип действия
дифференциала может быть рассмотрен на примере двух зубчатых реек, 12 (рис.
54), лежащих на одной плоскости и связанных шестерней 9.
Если обе рейки имеют
одинаковое сопротивление передвижению по плоскости (рис. 54,6), то при
перемещении оси шестерен на расстояние S силой Р обе рейки пройдут (вследствие
зацепления зубьев шестерен и реек) одинаковый путь, равный S с одинаковой
скоростью, при этом шестерня 9 не будет вращаться вокруг своей оси.
Если же одна из реек
(например, правая 12) будет иметь большее сопротивление передвижению (рис. 54,
в), то при перемещении оси шестерня 9, упираясь в зубья правой рейки 12, начнет
поворачиваться вокруг своей оси, вследствие чего перемещение левой рейки будет
ускорено и она передвинется на большее расстояние.
Если же правую рейку
прижать к плоскости так, чтобы она не передвигалась совсем, то шестерня 9,
перекатываясь по зубьям неподвижной рейки, ускорит свое вращение вокруг оси
Рис. 54. Схема
устройства (а) и работы (б, в) дифференциала: —
конечная передача; 2— полуоси; 3 — конические шестерни;
4 — ведомая шестерня; 5 — корпус дифференциала; 6 — муфта механизма
блокировки; 7 — рычаг включения механизма блокировки; 8 —
крестовина сателлитов; 9 — сателлиты; 10 ?— ведущие колеса;
И, 12 — зубчатые рейки
и перемещение левой
рейки, причем левая рейка будет проходить путь в 2 раза больше, чем ось
шестерни.
Таким образом, при
постоянной скорости перемещения оси шестерни рейки будут перемещаться с разной
скоростью в зависимости от их сопротивления передвижению.
Конструктивно
дифференциал выполнен следующим образом.
В корпусе 5 закреплена
крестовина 8, на которой свободно вращаются конические сателлиты 9. С двух
сторон в зацепление с сателлитами входят полуосевые конические шестерни 3.
Последние шлицами соединены с полуосями 2. От полуосей вращение передается через
конечные передачи на ведущие колеса 10.
В данной конструкции
роль оси, к которой прикладывается сила Р, выполняет крестовина, полуосевые
шестерни — роль реек, а сателлиты — роль шестерни, заключенной между рейками.
При прямолинейном
движении трактора по ровной поверхности ведущие колеса трактора проходят равный
путь и их сопротивление одинаковое. Вращение от ведомой шестерни главной
передачи 4 передается корпусу 5 и через крестовину 8 сателлитам 9, которые
упираются своими зубьями в полуосевые шестерни 3 с одинаковой силой и вращают
их с одинаковой скоростью, при этом сателлиты, вращаясь вместе с крестовиной и
корпусом, не вращаются вокруг своих осей.
При повороте трактора
внутреннее к центру поворота колесо испытывает большее сопротивление почвы и,
замедляя движение, проходит меньший путь. Поэтому соединенная с этим колесом
полуось и полуосевая шестерня оказывают повышенное сопротивление сателлитам.
Сателлиты начинают перекатываться по этой шестерне, вращаясь вокруг своих осей,
и сообщают другой полуосевой шестерне дополнительную скорость.
Наружное к центру
поворота колесо, соединенное с этой полуосью, также начинает вращаться быстрее.
В этом случае сателлиты
вращаются с крестовиной и корпусом и одновременно вокруг своих осей.
Если внутреннее колесо
дополнительно притормозить, то скорость наружного колеса увеличится, благодаря
чему поворот трактора становится более крутым.
Принцип действия, на
основании которого работает дифференциал, такой: колесо, получающее от почвы
большее сопротивление, приостанавливается, а другое, имеющее меньшее
сопротивление, увеличивает частоту вращения, при определенных условиях вызывает
отрицательное явление. Так, если одно ведущее колесо попадает на рыхлый или
скользящий грунт, то оно начинает буксовать, так как к другому колесу,
находящемуся на твердом грунте, в то время подводится небольшой крутящий
момент. В результате трактор может остановиться или его проходимость снижается,
поэтому в этих условиях необходимо выключить дифференциал. Для этой цели на
тракторах предусмотрены механизмы блокировки дифференциала. Чтобы сблокировать
дифференциал, достаточно одну из полуосей соединить с корпусом дифференциала,
например, с помощью передвижной зубчатой муфты 6 (рис. 54, а), переключаемой
рычагом 7. У некоторых тракторов дифференциал блокируется соединением полуосей
ведущих колес.
У отдельных тракторов
процесс включения и выключения механизма блокировки дифференциала происходит
автоматически. Такая блокировка дифференциала с гидравлическим приводом
применяется на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82.
На ряде колесных
тракторов с целью уменьшения буксова
ния ведущих колес применяют самоблокирующиеся диААеоен-
циалы (Т-150К,
К-701). F
Механизмы поворота
гусеничных тракторов. Поворот гусеничного трактора производится отключением от
силовой передачи той гусеницы, в сторону которой необходимо повернуть трактор.
Для крутого поворота
отключенную гусеницу притормаживают, и трактор поворачивается на месте.
Для отключения гусеницы
от силовой передачи на тракторах Т-74, Т-54В, Т-70С используются фрикционные
муфты поворота (бортовые фрикционы), на тракторах ДТ-75М, Т-4А — планетарные
механизмы, на тракторе Т-150 функции механизма поворота выполняет коробка
передач.
Фрикционные муфты
поворота представляют собой многодисковые сухие, постоянно замкнутые муфты
сцепления, расположенные на концах ведущего вала заднего моста.
На конце вала заднего
моста 11 (рис. 55, а; на рисунке показана только левая сторона) на шлицах
закрепляется ведущий барабан 6 с наружными зубцами, на которые надеты ведущие
диски 12. Между ведущими дисками 12 устанавливаются ведомые диски 13, на
наружные зубцы которых надевается ведомый барабан 5, который соединен фланцем 2
с валом ведущей шестерни 1 конечной передачи.
Весь комплект дисков
зажимается между фланцем ведущего барабана и нажимной тарелкой 7 посредством
пружин 4, надетых на шпильки 3 и закрепленных в сжатом состоянии. Пружины,
упираясь одним концом в ведущий барабан и стремясь разжаться, другим концом
давят на тарелки шпилек и перемещают нажимную тарелку 7 к дискам. При этом
ведущие и ведомые диски оказываются постоянно сжатыми и крутящий момент
передается с главной передачи на вал заднего моста, затем с него на ведущий барабан
и ведущие диски. За счет трения вращение с ведущих дисков передается на ведомые
диски и ведомый барабан и далее на конечную передачу.
Для поворота трактора
необходимо отключить соответствующую гусеницу от силовой передачи, то есть
выключить правую или левую муфту в зависимости от того, в какую сторону нужно
повернуть трактор.
Включение и выключение
муфт поворота осуществляются механизмом управления.
Воздействие тракториста
на рычаг управления 15 (в кабине трактора) передается через промежуточные
рычаги 17 к 19 к тягу 18 на вильчатый выключающий рычаг 8, который через
упорный подшипник 9 отводит нажимную тарелку 7 от ведущего барабана 6 и сжимает
пружины 4, при этом ведомые 13 и ведущие 12 диски отойдут друг от друга и муфта
выключится. При выключении муфты трение между дисками исчезает и крутящий
момент на ведомые диски и ведомый барабан не передается.
Отключенная гусеница
замедляет свое движение или останавливается полностью, и трактор поворачивается
в сторону остановленной гусеницы. Для производства крутого поворота на ведомый
барабан муфты надета тормозная лента 14. Управление тормозом осуществляется
через тягу 20 и рычаг 21 педалью 16.
Ответить на вопросы :
1.
Назначение ведущих мостов трактора?
2.
Устройство ведущих мостов трактора?
3.
Принцип работы ведущих мостов?
Комментариев нет:
Отправить комментарий