18.05.2022
Группа 406
Предмет: Слесарное дело и технические измерения
Тема урока : Контроль качества заклёпочных соединений
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока.
Способы контроля качества заклепочных соединений
Качество заклепочных соединений проверяют путем наружного осмотра, обстукиванием их молотков по заклепочным головкам. Заклепки диаметром до 19 мм обстукивают молотком массой 0 25 кг, а свыше 19 мм - молотком массой 0 4 кг.
Качество заклепочных соединений в значительной степени зависит от точности и чистоты сверления отверстий под заклепки, правильности постановки заклепок и аккуратности при клепке. При сверлении отверстий под заклепки следует учитывать особенности склепываемых материалов. Так, например, диаметры отверстия в слоистых пластиках делают на 0 1 мм больше номинального диаметра заклепки, а диаметры отверстий в фибре и фанере - равными диаметру заклепок.
Качество заклепочных соединений проверяют наружным осмотром и обстукиванием их молотком по заклепочным головкам. Заклепки диаметром до 19 мм обстукивают молотком массой 0 25 кг, а свыше 19 мм - молотком массой 0 4 кг.
Качество монтажных заклепочных соединений проверяют путем наружного осмотра, остукиванием молотком, а также шаблоном по головкам заклепок.
На качество заклепочного соединения влияет зазор между отверстием и заклепкой. Малые зазоры всегда дают более прочные и точные соединения. Зазор между отверстием и заклепкой зависит от диаметра стержня. При диаметре стержня до 5 мм его обычно выбирают в пределах 0 1 - 0 2 мм.
При проверке качества заклепочных соединений приходится решать три задачи: контроль гарантированного натяга при сборке соединения, дефектоскопия тела заклепки, дефектоскопия основного металла на трещины между заклепочными отверстиями.
При контроле качества заклепочного соединения проводят проверку плотности прилегания закладных головок заклепок к поверхности деталей, правильности формы головок и их расположения, а также на отсутствие сколов, трещин, царапин на деталях и головках крепежных элементов, выпучивания слоистого ПМ вокруг головок заклепок, врезания головок и шайб в поверхность ПКМ на глубину более 0 15 мм [ 3, с.
Требуемые размеры и допустимые отклонения параметров, характеризующих заклепочный шов, устанавливаются в технических условиях, которые учитывают назначение самолета или вертолета.
В процессе изготовления клепаных агрегатов контролируют качество внутренних поверхностей и размеры отверстий, форму и размеры гнезд для заклепок, форму и размеры закладных и замыкающих головок, а также плотность прилегания соединяемых деталей в готовом шве, герметичность соединения.
В зависимости от объекта сборки и месторасположения на нем заклепочных швов контролировать их качество можно поопера-ционно (по каждой операции), по готовому шву и на готовом изделии.
На неответственных узлах и панелях качество некоторых заклепочных швов не подвергается пооперационному контролю, а контролируется при приемке детали или узла в целом.
Наиболее распространенным методом контроля заклепочного шва являются внешний — визуальный осмотр и определение размеров основных параметров шва универсальным и специальным инструментом.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству клепаных соединений КМ, и учитывая специфику свойств КМ, необходимо производить контроль на выявление следующих дефектов:
выкрашивание связующего и скалывание верхних слоев КМ при образовании отверстий и гнезд;
врезание закладных и замыкающих головок в КМ;
выпучивание обшивки в зоне замыкающих головок;
наличие трещин и расслоений в КМ.
Остальные параметры проверяются в соответствии с требованиями, методами контроля, используемыми для клепаных металлических конструкций.
Основными мероприятиями по повышению качества заклепочных соединений являются дальнейшая механизация и автоматизация процессов клепки, создание и внедрение в производство приспособлений, обеспечивающих заданную геометрию шва, повышение квалификации работающих.
Основными причинами, вызывающими профессиональные заболевания и несчастные случаи, являются:
вибрационные колебания пневматических клепальных молотков и поддержек;
значительный шум пневматических дрелей и молотков;
недостаточно жесткое крепление собираемых изделий и инструмента;
нарушение согласованности в работе клепальщика и подручного.
Для улучшения условий труда и устранения причин возникновения несчастных случаев ведутся большие работы в направлении дальнейшей механизации клепально-сборочных работ, т. е. замены ручных пневматических дрелей и молотков сверлильными станками и прессами, и совершенствования пневматических инструментов (дрелей и молотков). В промышленности начали применяться пневмодрели с глушителями, снижающими шум, вызываемый этими инструментами.
Особое внимание уделяется снижению вредных последствий, вызываемых клепкой пневматическими молотками. В промышленности начали применяться клепальные молотки и поддержки с виброгасящими устройствами. Кроме того, молотки и поддержки имеют покрытие для предохранения рук работающего от резких вибраций и переохлаждения.
+Одной из особенностей образования отверстий в КМ является наличие пылевидной, токсичной и вредной стружки, требующей использования специальных защитных устройств и эффективного удаления ее из зоны обработки. Поэтому операции сверления и зенкования необходимо осуществлять в специально подготовленном помещении, на специальном оборудовании, удовлетворяющем требованиям техники безопасности и оснащенном пыле-стружкоприемниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий