01.11.2022
Группа 511
Предмет: Слесарное дело и технические измерения
Тема урока: Общие сведения о взаимозаменяемости
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока
Взаимозаменяемость – свойство однородных деталей, при котором они могут быть установлены на свои места в узлах изделий без всякой ручной пригонки и выполнять свои рабочие функции.
Детали или узлы будут взаимозаменяемыми только тогда, когда их размеры, форма, физические свойства материала и другие количественные и качественные характеристики находятся в заданных пределах.
Значительному росту качества изделий и экономичности их производства способствует развивающаяся в последнее время направление функциональной взаимозаменяемости. Оно основано на тесной увязке эксплуатационных показателей изделий с определяющими их функциональными параметрами.
Функциональными параметрами являются геометрические, электрические, механические и другие параметры, влияющие на эксплуатационные показатели изделия. Например, величина зазора между поршнем и цилиндром - функциональный параметр, определяет мощность двигателя – эксплуатационный показатель.
Взаимозаменяемость делится на полную и неполную, внешнюю и внутреннюю.
Полная взаимозаменяемостьобеспечивает возможность беспригоночной сборки (или замены при ремонте) любых независимо изготовленных с заданной точностью однородных деталей в сборочные единицы, а последних – в изделия при соблюдении предъявляемых к ним (к сборочным единицам или изделиям) технических требований по всем параметрам качества.
Полная взаимозаменяемость возможна только тогда, когда размеры, форма, взаимное расположение поверхностей, механические, электрические и другие количественные и качественные характеристики деталей и сборочных единиц после изготовления, находятся в заданных пределах и собранное изделие удовлетворяет техническим требованиям. Важнейшим исходным условием обеспечения полной взаимозаменяемости является выполнение требований к точности геометрических параметров деталей и сборочных единиц.
Взаимозаменяемость – это принцип конструирования, производства и эксплуатации изделия, обеспечивающий возможность сборки (или замены при ремонте) независимо изготовленных сопрягаемых деталей и узлов при выполнении требований, предъявляемых к точности геометрических, механических и других параметров качества, при которых эксплуатационные показатели работы изделий должны быть экономически оптимальны и находиться в заданных пределах.
Принцип взаимозаменяемости находит широкое применение не только на стадии сборки, но и на заготовительной стадии производства и всех стадиях механической обработки. Взаимозаменяемость заготовок и полуфабрикатов позволяет устранить операции разметки и выверки деталей при их обработки на металлорежущих станках, позволяет применять производительные станочные приспособления и более прогрессивное оборудование по сравнению с универсальным оборудованием. Обработка деталей на автоматах и полуавтоматах возможна только в условиях взаимозаменяемости заготовок и полуфабрикатов.
Производство, основанное на полной взаимозаменяемости, когда сборку выполняют без доработки деталей и сборочных единиц, называют взаимозаменяемым.
При неполной взаимозаменяемости(или ограниченной) –для обеспечения требуемой точности применяют групповой подбор (селективную сборку), компенсаторы, регулирование положения некоторых частей машин и приборов, пригонку и другие технологические мероприятия. Неполную взаимозаменяемость можно осуществлять не по всем, а только по отдельным геометрическим или другим параметрам.
Например, подшипник данного типоразмера является взаимозаменяемым, так как его посадочные размеры взаимозаменяемы с другими аналогичными подшипниками, одновременно шарики и дорожки качения этого подшипника не взаимозаменяемы, так как сборка подшипника осуществляется методом селективного подбора шариков к дорожкам качения соответствующего размера и шарики одного подшипника не могут быть заменены шариками другого аналогичного подшипника без нарушения его эксплуатационных показателей.
Внешняя взаимозаменяемость– это взаимозаменяемость покупных и кооперируемых изделий (монтируемых в другие более сложные изделия) и сборочных единиц по эксплуатационным показателям, а также по размерам и форме присоединительных поверхностей. Например, в подшипниках качения внешнюю взаимозаменяемость обеспечивают по частоте вращения вала и мощности, по точности вращения, по наружному и внутреннему диаметрам.
Внутренняя взаимозаменяемостьобеспечивается точностью параметров, которые необходимы для сборки деталей в узлы, а узлов – в механизмы. Например, в подшипниках качения внутреннюю групповую взаимозаменяемость имеют тела качения и кольца.
Уровень взаимозаменяемости производстваможно характеризовать коэффициентом взаимозаменяемостиКв, рассчитываемым по формуле
(1.1)
где Ti– трудоемкость изготовленияi-ой взаимозаменяемой или сборочной единицы;
nB– число взаимозаменяемых деталей или сборочных единиц;
Тu– общая трудоемкость изготовления изделия.
Степень приближения этого показателя к единице является объективным показателем уровня производства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий