05.12.2022
Разговоры о важном
ЗАНЯТИЕ для обучающихся группы 501 по теме
«ЖИТЬ – ЗНАЧИТ ДЕЙСТВОВАТЬ»
Цель занятия: формирование представления о жизни как проявлении себя в различных видах
волонтёрской деятельности, воспитание нравственных качеств личности (доброта,
милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь).
Формирующиеся ценности: социальное служение, милосердие, гуманизм.
Продолжительность
занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: командный квиз «Волонтёры России», беседа.
Комплект
материалов:
− сценарий,
− методические рекомендации,
− интерактивные задания,
− бланки ответов для командного квиза.
Структура занятия Часть
1. Мотивационная.
Вступительное слово педагога. Интервью К.Ю.Хабенского. Просмотр
видеоролика. Беседа о волонтёрском движении в России. Часть
2. Содержательная.
Групповая работа в интерактивном задании нацелена на актуализацию знаний
обучающихся о волонтёрских движениях и ресурсах нашей страны, на понимание: как
и в какой волонтёрской работе они смогут себя проявить Часть
3. Заключительная.
Включает рефлексию, творческое задание, заключительное слово педагога.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут).
Педагог: Сегодня, 5 декабря, наша страна отмечает День волонтера. Сегодняшний
разговор о важном посвящен людям, которые своими ежедневными делами делают наш
мир добрее и счастливее. В России быть волонтером очень почетно. Государство
придает волонтерству особое значение и оказывает всестороннюю поддержку. Много
знаменитых людей занимаются волонтерской деятельностью. Один из них -
Константин Юрьевич Хабенский, российский актер театра и кино, телевидения,
народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Московского
Художественного театра имени Чехова, который сам лично делает много добрых дел. Константин Хабенский открыл
благотворительный фонд помощи тяжело больным детям, и со своей командой
старается делать все, чтобы вернуть их к полноценной жизни.
Специально для «Разговоров о важном» ваши сверстники встретились с
Константином Юрьевичем и задали ему все интересующие их вопросы про волонтеров.
Предлагаю всем вместе послушать ответы Константина Хабенского.
Демонстрация
интервью К.Ю. Хабенского.
Педагог. Ребята, как вы думаете, почему К.Ю. Хабенский, несмотря на его известность,
знаменитость, высокую занятость и востребованность в профессии, огромное
количество времени посвящает благотворительности и волонтерству? Ответы обучающихся.
Педагог. Давайте, попробуем описать людей, которых принято называть волонтёрами? Что
побуждает людей заниматься волонтёрской деятельностью? Ответы
обучающихся.
Педагог. Предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о Дне волонтера в России.
Педагог. Как вы думаете, почему было принято решение об учреждении Дня
волонтёра?
Важно, чтобы обучающиеся пришли к выводу, что государство придает волонтерству особое значение и оказывает всестороннюю поддержку.
Как вы относитесь к волонтёрскому движению, в чём вы видите его
преимущества?
В каком направлении движения волонтёров вы, возможно, участвуете или хотели
бы принять участие?
Как вы думаете,
с какого возраста можно стать волонтёром?
Ответы обучающихся. Справочно для
педагога:
Волонтёром может стать любой желающий. Для несовершеннолетних
старше 14 лет необходимо разрешение от родителей, а для ребят в
возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.
Педагог. Взрослые люди могут принять участие в самых разных направлениях оказания
безвозмездной помощи. А как быть тем , кто не завершили курс обучения в колледже? В чём может заключаться ваша
помощь? Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная. Интерактивное задание «Квиз „Волонтёры
России“» (до 20 минут)
[1].
Педагог. Я предлагаю вам больше узнать о волонтёрстве в России немного необычным
способом – через интеллектуальный квиз. Педагог делит обучающихся на 3–4 команды.
Правила
игры.
Наш квиз состоит из двух категорий вопросов. Время ответа на вопрос
составляет (при запуске интерактивного
задания педагог устанавливает время 30 с/40 с/60 с – рекомендовано 30–40
секунд).
У каждой команды есть бланк для записи ответов на вопрос (см. дополнительные материалы). За каждый
правильный ответ команда получает один балл, правильные ответы мы узнаем в
конце игры. Вы заинтересованы в тихом командном обсуждении ответа на вопрос,
чтобы соперники не могли его услышать. При ответе на часть вопросов можно
использовать телефоны, на какие именно, я скажу во время игры.
Педагог
запускает квиз, выбирает количество команд и устанавливает время на ответ.
Готовы? Желаю всем удачи! КАТЕГОРИЯ
1 «Волонтёры России»
Вопрос
1.1.
Педагог. Совершать добрые дела можно по-разному, поэтому и у волонтёрства много
направлений, где каждый сможет найти себе дело по душе.
Внимание на
экран.
Педагог запускает видео первого вопроса категории «Волонтёры
России».
Демонстрация
видеоролика. Вопрос 1.1. (дикторский
текст)
Социальное волонтёрство. Это помощь одиноким ветеранам, пожилым людям, детям из детских домов и
детям, находящимся на длительном лечении в больницах.
Экологическое волонтёрство. Эковолонтёры сажают деревья, охраняют
заповедные территории, очищают водоёмы, организуют раздельный сбор мусора.
Патриотическое волонтёрство. Волонтёры патриотического направления
восстанавливают и сохраняют памятники героям Отечества, помогают ветеранам боевых
действий, рассказывают о героях и достижениях страны через интеллектуальные
игры, квесты и другие мероприятия.
Зооволонтёрство. Зооволонтёры помогают бездомным животным, заботятся,
кормят, гуляют и играют с животными в приютах, выставки по их пристройству и
организуют сборы необходимых товаров.
Спортивное волонтёрство. Помощь в организации и проведении
крупных спортивных мероприятий. Волонтёры помогают судьям, сопровождают
участников соревнований и болельщиков. Педагог. И это далеко не все направления волонтёрской деятельности.
Внимание, ВОПРОС (вопрос
дублируется на экране интерактивного задания). Как называется направление волонтёрской деятельности, в рамках которого
добровольцы занимаются продвижением контента в социальных сетях, средствах массовой
информации, создают тексты, фото и видеорепортажи о деятельности некоммерческих
организаций и благотворительных фондов?
Педагог запускает таймер.
Команды
обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка
ответов.
Вопрос 1.2.
Педагог. Оказывается, есть место, где можно
встретиться с эковолонтёрами сразу со всех уголков России, я сейчас вас с ним
познакомлю! Добро пожаловать на платформу «ЭКОСÓФИЯ»
Педагог
запускает видео второго вопроса категории «Волонтёры России».
Демонстрация видеоролика. Вопрос 1.2. https://ecosophy.rsv.ru/
Педагог. Ребята, зайдите на сайт проекта и ответьте на ВОПРОС (вопрос дублируется на экране интерактивного задания):
Как называется обязательный этап
проекта «Экософия», в рамках которого участники прокачивают свои эконавыки?
Педагог запускает таймер.
Команды
обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка
ответов. Вопрос 1.3.
Педагог. Продолжает наш квиз вопрос о поисково-спасательном отряде «ЛизаАлерт»,
деятельность которого можно выделить в отдельное направление волонтёрской
деятельности. Внимание на экран.
Педагог
запускает видео третьего вопроса категории «Волонтёры России».
Педагог. Внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется
на экране интерактивного задания).
Какую помощь
могут оказывать отряду те, кому нет 18 лет?
Подсказка: зайдите на сайте Лизы Алерт в раздел «Новичкам» / «Ваш первый
поиск»
Педагог запускает таймер.
Команды
обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка
ответов. Вопрос 1.4.
Педагог. Творить добро вместе всегда легче, и тому пример – Международный
благотворительный фонд помощи животным «Дарящие надежду». Предлагаю
познакомиться с деятельностью фонда, а затем ответить на вопрос.
Педагог
запускает видео четвёртого вопроса категории «Волонтёры России».
Педагог. Внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется
на экране интерактивного задания):
Какой собаке
фонд установил памятник в одном из парков Москвы?
Педагог запускает таймер.
Команды
обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка
ответов.
КАТЕГОРИЯ 2 «Добро
внутри и вокруг нас!»
Педагог. Переходим ко второй категории вопросов нашей игры «Добро внутри и вокруг
нас!».
Вопрос 2.1.
Педагог. Вопросы этого тура будут связаны с крупнейшей в России платформой для
добрых дел Добро.ru.
Педагог
запускает видео первого вопроса категории «Добро внутри и вокруг нас!».
Добро.ру
объединяет людей, которые могут сделать мир лучше. Людей, которые не ждут
громких слов благодарности, людей, для которых улыбка и счастье в глазах тех,
кому помог, выше всяких наград.
С помощью
платформы DOBRO.RU любой желающий может найти волонтёрский проект по душе, а организаторы
добрых дел со всей страны – найти единомышленников.
Буквально в два
клика можно поехать на «Игры по программе Специальной Олимпиады» в Казань,
подать заявку на получение гранта или записаться на образовательный курс. Для
каждого пользователя платформа создаст персонализированную подборку, исходя из
его местоположения, интересов и волонтёрского опыта.
ДОБРО.РУ – место, где живут добрые
дела.
Педагог. Внимание, ВОПРОС (вопрос дублируется
на экране интерактивного задания):
Сколько лет
самому молодому волонтёру на платформе DOBRO.RU?
Подсказка: можно воспользоваться мобильным телефоном и заглянуть в раздел
«Волонтёры».
Педагог запускает таймер.
Команды
обсуждают ответ на вопрос и записывают его в соответствующей графе бланка
ответов.
Вопрос 2.2.
Педагог. Ребята, и последний вопрос нашего квиза связан с одним
очень необычным журналом.
Педагог
запускает видео второго вопроса категории «Добро внутри и вокруг нас!».
Вопрос 2.2. (дикторский текст)
Добро.Журнал – это медиапроект, который
рассказывает истории о человеческой доброте и теплоте, неравнодушных людях,
которые помогают другим, спасают животных и просто делают мир чуточку
прекрасней. «Читай, вдохновляйся,
участвуй!».
Педагог.
Внимание, ВОПРОС (вопрос
дублируется на экране интерактивного задания): За что установили памятник псу Трезору в
Ленинградской области?
А сейчас, вам опять понадобятся мобильные телефоны,
зайдите на Dobro.
Журнал, воспользуйтесь поиском в разделе «Новости» и найдите ответ на этот
вопрос.
Педагог запускает таймер.
Команды обсуждают ответ на вопрос и
записывают его в соответствующей графе бланка ответов.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ
Педагог.
Ребята, сейчас каждая команда передаёт свой бланк ответов соседней команде
справа, и мы начнём проверку ответов. За каждый правильный ответ проставляйте
один балл.
Педагог
нажимает кнопку «Ответы» (ответы открываются по категориям вопросов).
Ответы:
Категория «Волонтёры России»
1.1. Медиаволонтёрство
1.2. «Я так живу»
1.3. Распространение ориентировок по социальным сетям
1.4. Бездомной собаке
Категория «Добро внутри и вокруг нас!»
2.1. 8 лет
2.2. пёс Трезор спас несколько семей от голодной
смерти в блокадном Ленинграде
Педагог.
А теперь, подсчитайте сумму очков
команды, ответы которой вы проверяли, и передайте мне.
Педагог
нажимает кнопку интерактива «Подведение итогов» и вводит баллы, набранные
командами, и нажимает «Узнать победителя».
Часть 3.
Заключительная. (до 5 минут) Педагог.
Какой сюжет квиза вызвал у вас наибольший эмоциональный отклик? Почему? Что нового вы узнали сегодня?
На какие размышления подтолкнул вас разговор о волонтёрстве? Какое
направление волонтёрства вас заинтересовало?
Почему?
Ответы обучающихся.
Сегодня, во время квиза мы познакомились с платформой Добро.ру. Через неё в
один клик можно попасть в Добро.Университет – это ресурс для тех, кто хочет
стать волонтёром или побольше узнать о добровольчестве.
В Добро.Университете вы познакомитесь с нормами и правилами волонтёрства,
узнаете, как устроена работа волонтёра изнутри, разберётесь, какое из
направлений волонтёрства вам ближе, сможете приобрести навыки, необходимые для
зооволонтёрства, получите ответ на вопрос, как присоединиться к волонтёрскому
движению в сфере экологии, и многое другое.
В качестве дополнительного задания
можно сделать интерактивное задание №2, филворд «Синонимы к слову «волонтёр»».
Педагог. Рекомендую в свободное время посмотреть вместе с родителями фильм о
волонтёрстве «#ЯВолонтёр. Истории неравнодушных» и короткометражный фильм о
невероятной силе добра и милосердия «ВСЁ ВОЗВРАЩАЕТСЯ» на канале ВКонтакте «ПРО
ЛЮДЕЙ и ПРО ВОЙНУ» – https://vk.com/video/@pro_lyudei_i_pro_voinu.
Педагог (подводя итоги занятия). Сегодня, мы убедились, что участие в
волонтёрском движении даёт возможность реализовать себя, воспитывает
ответственное отношение к окружающему миру. А чтобы стать волонтёром,
достаточно лишь вашего желания.
Педагог. Предлагаю не откладывать на потом желание стать частью большой волонтёрской
семьи и запустить марафон добрых дел в нашей школе, начиная с завтрашнего дня.
Придумайте доброе дело, которое вы регулярно сможете реализовывать
непосредственно в нашей школе, например, помочь учителям начальной школы
организовать деятельность первоклассников на переменах (поиграть в настольные
или подвижные игры).
Вы можете придумать и реализовать как индивидуальный, так и групповой
проект.
Спасибо вам за интересный разговор! Творим добро и встречаемся поговорить в
следующий понедельник!
[1] Количество разыгрываемых категорий и вопросов
может регулироваться учителем в зависимости от тайминга занятия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий