16.01.2023
Группа 510
Предмет: Эксплуатация Т..О. и ремонт С\Х машин
Тема урока: Принцип работы АКБ
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока
Назначение, устройство, маркировка и принцип действия аккумуляторной батареи.
Аккумуляторная батарея (АКБ) на автомобиле предназначена для обеспечения пуска двигателя стартером и для питания электрической энергией всех потребителей при неработающем двигателе, а также для питания потребителей совместно с генератором на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Если мощность потребляемая включенными потребителями, превышает мощность, потребляемая включёнными потребителями, превышает мощность, развиваемую генератором, аккумуляторная батарея, разряжаясь, обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим генератором.
АКБ является электрохимическим устройством, в котором электрическая энергия, поступающая в процессе зарядки от внешнего источника постоянного тока преобразуется в электрическую.
АКБ, установленные на автомобилях называются стартерными, т.к. они обладают свойствами кратковременно отдавать большой ток (до 300-900А при пуске двигателя стартером) при малом внутреннем падении напряжения.
Стартерные аккумуляторные батареи состоят из 6-ти или 12-ти аккумуляторов, соединенных между собой последовательно.
Устройство АКБ.
Электроды.
Положительные и отрицательные пластины аккумулятора отливают в виде решётки из сплава, содержащего 92-94% свинца, 6-8% сурьмы с добавлением 0,1-0,2% мышьяка. Сурьма увеличивает механическую прочность пластин, коррозионную стойкость и облегчает их отливку. Для увеличения ёмкости аккумуляторной ячейки решёток отрицательных пластин заполняют активной массой, приготовленной из свинцового порошка и раствора серной кислоты, а положительных пластин - активной массой, приготовленной из свинцового глета и раствора серной кислоты.
Пластины подсушивают, затем помещают в банки с электролитом (состоящим из раствора химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде) и заряжают постоянным током. Этот процесс называют формированием. В результате нескольких зарядок активная масса становится пористой, что увеличивает её площадь в несколько раз. В конце формирования активная масса положительных пластин почти полностью превращается в перекись свинца (тёмно коричневого цвета), а отрицательных – в губчатый свинец (серого цвета). По окончании формирования пластины оставляют в заряжённом состоянии.
Полублоки.
Пластины соединены между собой с помощью бареток (перемычек) в полублоки положительных и отрицательных пластин. Полублоки собирают в блоки так, чтобы каждая положительная пластина была расположена между двумя отрицательными.
Пластины (токоотводы) собирают в однородные (однополярные полублоки - отрицательные и положительные.
Число пластин зависит от требуемой емкости АКБ. Полублоки объединяются в блок и вставляют друг между дружкой.
Сепараторы.
Чтобы не было замыкания между пластинами, вставляют сепараторы. В сепараторах одна сторона гладкая, другая ребристая. Ребра обращены к положительным пластинам.
Сепараторы – разделители из кислотостойкого пористого материала. Они изготавливаются из: мипора (микропористый эбонит), изготавливается на основе натурального каучука, обозначается Р; мипласта (микропористый хлорвинил) изготавливается на основе полихлорвинильной смолы, обозначается М.
Они обладают достаточной механической прочностью и химической стойкостью. Размеры сепараторов больше размеров электродов, что предотвращает замыкание их через кромки.
Ячейка моноблока (аккумулятор).
Блоки электродов в сборе с сепараторами устанавливаются в ячейки моноблока.
Моноблок.
материал - эбонит, термопласт, полипропелен;
устройство - показать призмы, на которые установлены полублоки, и объяснить назначение объема между призмами - для сбора шлама. Разделен на отсеки перегородками.
Предохранительный щиток.
Предохранительный щиток – предохраняет кромки электродов и сепараторов от механических повреждений.
Крышка.
Крышка – изготовлена из эбонита или пластмассы. На современных аккумуляторах единая крышка.
На современных автомобилях используются моноблоки, выполненные заодно с крышкой.
В крышке имеются отверстия. Два крайних имеют свинцовые втулки и служат для прохода выводных борнов. Остальные отверстия - заливные, имеет резьбу, в которую заворачивается герметичная пробка.
Пробка.
Наливное отверстие закрывают пробкой, имеющей вентиляционное отверстие для выхода газов. Выплёскиванию и утечке электролита препятствует отражатель и уплотняющее резиновое кольцо.
Аккумуляторная батарея.
Отдельные аккумуляторы соединены с помощью перемычек последовательно (друг за другом). Такое соединение называют аккумуляторной батареей.
Если крышка общая, то перемычки расположены над перегородками. Заливают крышки мастикой типа БР-20 (75% - нефтяного битума, 25% - машинного масла). На перемычках ставится маркировка батарей.
Полюсовые штыри отмечают метками «+» и «-». Диаметр положительного полюса несколько больше диаметра отрицательного полюса, что исключает неправильное включение батареи в цепь. Для увеличения срока службы сосудов в их стенки вставляют кислотоупорные хлорвиниловые вставки, предотвращающие короткое замыкание пластин соседних аккумуляторов при образовании трещин в перегородках моноблока.
Условное обозначение батареи.
На автомобилях КамАЗ-4310 устанавливают аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР, на ЗиЛ-131 устанавливают аккумуляторные батареи 6СТ-90ЭМС, на ГАЗ-66 – 6СТ-75, на УАЗ-3151 – 6СТ-60ЭМ, на автомобилях «Москвич» и ВАЗ – 6СТ – 55.
6 – количество аккумуляторных батарей;
СТ – назначение, стартерная;
90 – номинальная емкость в А/ч – это количество электричества Ампер-часов, которое может отдать аккумуляторная батарея при определенных условиях разряда;
* – материал моноблока (Э – эбонит, Т – термопласт, П – полипропилен);
* – материал сепаратора (М – минпласт, Р – мипор, МС – минпласт со ст-екловолокном);
* – может быть еще: А - под общей крышкой, 3 - залитая (заряженная).
Комментариев нет:
Отправить комментарий