16.02.2023
Группа 501
Классный час
Тема мероприятия: "Мы живѐм среди людей…" Форма проведения: беседа с элементами диспута.
Цель: Закрепление представлений о правилах и нормах поведения в обществе, формирование нравственной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Учить избегать конфликтных ситуации, рассмотреть вопросы, которые регулируют правовые отношения в обществе.
Развивающие:
Развивать умение соблюдать правила поведения в обществе, рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях, выработать негативное отношение к унижению личности.
Воспитательные:
Воспитать уважительное отношение к окружающим людям.
Ключевые вопросы: Что такое добро? Можно ли заставить человека быть добрым?
Что такое дружба? Можно ли привыкнуть к предательству? Совместимо ли это понятие с понятием «Дружба»? Какие правила вежливости вы знаете?
Оборудование: презентация, диск с музыкальным сопровождением, диапроектор, экран, ноутбук..
Литература:
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя— Волгоград: Учитель, 2007.
3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.
4. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры) / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.
5. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М.: Просвещение, 2008
Предварительная работа: поиск информации, оформление презентации, подборка музыкального сопровождения, составление сценария классного часа, подготовка вопросов, притчи, сказок, отрывков из художественных произведений для обсуждения.
Ход проведения
Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека: о доброте, вежливости, дружбе. Поговорим вначале о доброте. Дмитрий Сергеевич Лихачѐв в своей книге "Письма о добром и прекрасном" задаѐт вопрос: "Какое качество в человеке я поставил бы на первое место?" И отвечает: «Добро!» Большинство из вас, отвечая на вопросы анкеты, тоже на первое место поставили доброту. И это замечательно, потому что:
Я доброту считаю
Всех благ земных дороже. Ведь без неѐ, я знаю, Никто прожить не может.
Она, как солнце, освещает Путь человека непростой. И в миг суровый помогает
Ему не отступить перед бедой.
Как дерево, лишѐнное корней, Без доброты погибнет человек. Таятся силы жизни в ней.
А без неѐ остановился б жизни бег.
На протяжении всей своей истории ищут ответ на вопрос: "Что такое добро?" Ребята, давайте поразмышляем вместе. Как бы вы продолжили фразы: "Доброта – это …", "Добрый человек – это такой человек, который…"?
Добром считаются отношения доверия, справедливости, милосердия и любви. Добро в первую очередь связано с умением сочувствовать и сопереживать. Когда мы говорим о человеке "добрый", то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому, делать это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца. Это называется добродетелью.
-Ребята, а можно ли заставить человека быть добрым?
-А в чѐм самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как уже было сказано, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком".
Человек может испытывать высокие духовные стремления, искренне любить все человечество, но все это останется втуне до тех пор, пока он не подтвердит своих
стремлений в реальных, пусть на первый взгляд обыкновенных делах. Человечество состоит из конкретных людей. И каждый человек нуждается в конкретном добре, в конкретном сочувствии. И как важно окружить вниманием и заботой человека вовремя.
-Послушайте стихотворение Яшина и выскажите своѐ мнение по поводу его содержания.
Мне с отчимом невесело жилось, Все ж он меня растил – И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слѐг и тихо умирал, - Рассказывает мать, -
День ото дня
Всѐ чаще вспоминал меня и ждал:
"Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!"
Бездомной бабушке в селе родном Я говорил: мол, так еѐ люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом, Дров наготовлю,
И хлеба воз куплю.
Мечтал о многом, Много обещал…
В блокаде ленинградской старика От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошѐл я тысячи дорог – Купить воз хлеба, дом срубить не смог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
А. Яшин. Спешите делать добрые дела.
Да, своевременная помощь конкретным людям – одно из главных проявлений душевных качеств человека.
Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Доброта – это лекарство от многого и в первую очередь от всего дурного. Как же возникает в человеческом сердце это чудесное, светлое чувство, помогающее жить, творить, делать жизнь прекрасной? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить, чего там больше – добра или зла. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта, которая начинается с любви к живому. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им, кто любит природу и сохраняет еѐ. А любовь и доброта согревают, как солнце.
В одной из своих сказок великий русский писатель Л.Н. Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о добре и зле.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел еѐ съесть.
БЕЛКА: Пусти меня.
ВОЛК: Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы.
Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всѐ играете и прыгаете.
БЕЛКА: Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжѐт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всѐ более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всѐ слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всѐ выше, а человек, их центр, мудрее…"(Отрывок из произведения Д.С.Лихачѐва "Письма о добром и прекрасном").
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости, Вовремя есть и вовремя пить, Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать И, помышляя о чуде,
Рукой обожжѐнной солнце достать
И подарить его людям.
С. Островой. "В жизни по-разному можно жить…"
Нести добро в мир – это почѐтная миссия тех, кого не оставляют равнодушными чужие беды.
(Звучит аудиозапись песни "Дорогою добра" из кинофильма "Маленький Мук" (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина).)
Очень хочется, чтобы все добрые желания воплотились в добрые дела. А для этого каждый выбирает дорогу, по которой он пойдѐт в жизни. Надеемся, что это будет дорога добра.
(предлагается подумать над вопросом)
-А что такое дружба?
v обсуждают варианты ответов.
Таким образом, все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы. Что же такое дружба? Сегодня мы с вами поговорим о дружеских взаимоотношениях, понятиях «друг», «приятель», «товарищ». Давайте обратимся к трактовке этого слова согласно словарю Ожегова: «Дружба -взаимная расположенность, привязанность к другу, основанная на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей».
В истории очень много примеров, которые рассказывают нам о проявлении на- стоящей дружбы. Многие черты ее изменились, но уважение к ней осталось (выступление докладчика «О дружбе великих людей»).
Наверное, у каждого из вас есть эпизоды из жизни людей, которые помогли вам, вашим близким или знакомым в несчастье, болезни, бедности, которые подали бы пример бескорыстия, заботливости, трудолюбия, душевности (обсуждение).
В нашем лексиконе часто встречается слово друг, но всегда ли мы используем его в соответствии с его смыслом? (Строится ассоциативный ряд к слову «друг».)
Составление ассоциограммы к слову «друг»
Определяются понятия «друг» - «приятель» - «товарищ» и сравнивают их с понятием
«дружба».
Друг - тот, кто связан с кем-то дружбой.
Приятель - близкий знакомый, с которым состоят в дружеских отношениях.
Товарищ - человек, близкий кому-то по общности взглядов, деятельности, условий жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-то.
Если будет отсутствовать взаимная расположенность, основанная на доверии, то это будет не друг, а приятель, товарищ. Общие интересы, чаще связанные с развлечением,
- это приятельство; общие дела, идеи, цели - товарищество.
Дружба и доброта идут рука об руку. «Сейте разумное, доброе, вечное…» - сказал когда- то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
Д.С. Лихачѐв в своей книге «Письма о добром и прекрасном», продолжая тему дружбы, пишет…
«Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделѐнная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один».
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену, Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный, Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради Бога, Не стесняйтесь доброты своей, На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей! (Р. Гамзатов) Люди сильны друг другом
Что равнодушья мерзей? Люди сильней испугом Вдруг потерять друзей.
В битвах и перед казнью
Или на Млечном пути Люди сильны боязнью
В чѐм-то друзей подвести.
Так поэт Евгений Евтушенко выразил понимание ценности дружбы.
Послушайте ситуацию: «Порывистый ветер налетал временами неожиданно и грозно. Он валил с ног двух путников, затерявшихся в безволной степи и оказавшихся далеко от
дороги и человеческого жилья. Только снег и снег, бесконечный океан пурги. И они двое, сбившие с пути. Но идти надо. Хоть немного, хоть несколько шагов вперѐд, даже если уже нет сил, а ветер набивает снег в рот, в глаза, в уши, и окоченевшее тело перестаѐт подчиняться.
-Нет, Олег, не могу, - один из путников медленно опускается в снег. – не могу, иди сам. Найдѐшь дорогу – придѐшь за мной.
Но человек, к которому были обращены эти слова, стиснул до крови рассечѐнные
губы, вдохнул полной грудью воздух и одним броском оказался рядом – стал тормошить, поднимать его. Но всѐ напрасно. И тогда юноша поднял товарища и поставил рядом собой, затем верѐвкой обмотал попутчика и привязал к кисти своей руки. Без сожаления он отшвырнул ногой мешающий чемодан и закричал:
- Валера, скоро деревня, давай шагай, теперь легче будет. - И тогда, словно от
дыхания друга, Валера тихо и медленно сделал шаг вперѐд Через пять часов, продрогшие и озябшие, они подошли к окраине деревни, постучали в окно»
Вопросы:
1. Можем ли мы сказать, что Олег выполнил долг перед другом?
2. Должен ли измениться Валера после этого случая:?
3. У Олега были другие варианты?
4. Как бы ты поступил на месте Олега? Были бы у тебя сомнения?
Иметь друга хлопотно, надо постоянно помнить о нѐм, переживать его страхи, горести, беды, неудачи,, радости, взлѐты и падения, как свои. Быть третьим плечом и иметь третье плечо, на которое можно опереться. Быть скорой помощью ему. Без чувства
долга нет дружбы.
Что вы скажете по поводу этих строк? Ведь нить дружбы легко порвать, соединить труднее.
И к тому, что похвалят, И к тому, что ругают – Ко всему постепенно
Человек привыкает. К ежедневной заботе,
К еженочному бденью,
К напряжению при взлѐте, К пустоте при падении…
Привыкает к сраженьям, К тишине и порядку, Привыкает к мишеням,
Привыкает к достатку, К незнакомому краю, Что вдали возникает … Словом, к аду и раю
Человек привыкает.
К знойной ярости юга, К черноте бездорожий.
Лишь к предательству друга Он привыкнуть не может
(В. Николаев)
Мы только что говорили об умении прощать, о том, сколько сил и мудрости необходимо для этого доброго шага.
-Как вы относитесь к этому утверждению поэта о предательстве, к которому нельзя привыкнуть?
Конечно, настоящая дружба несовместима с предательством, как с крайним выражением зла. Если в чѐм-то не согласен – выскажи прямо свою позицию, постарайся переубедить друга, приди с ним к единому мнению, но тайного не совершай за его спиной ради личной выгоды – так будет честнее и порядочнее. Лгать, притворяться из шкурных интересов, пусть даже находя этому кучу оправданий, - дело непристойное и достойное осуждения …
А какие вы знаете пословицы, поговорки на тему «Дружба»? (объясняется значение следующих поговорок)
v Были бы пирожки, будут и дружки.
v Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
v Плохой друг подобен тени: в солнечный день не отвяжется, в ненастный - не найдешь.
Решение ситуативных задач
Предлагается проанализировать предложенные ситуации и дать им свою оценку. Первая ситуация.
Когда со мной случилось горе, Подняться не хватало сил,
Рук подоспевшее подспорье Всегда в друзьях я находил. А в счастье было тяжело – Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
(А. Дементьев)
Вывод. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но радо- стью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.
Настоящий друг везде Верен - в счастье и в беде; Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь — он спать не может,
И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны Верный друг и льстец негодный.
В. Шекспир
Вторая ситуация. Учились вместе в одной группе две подружки - Катя и Саша. Сидели за одной партой, часто выполняли вместе домашние задания. Катя была успешнее в учебе, и Саша часто обращалась к ней за помощью, Катя всегда была рада ей помочь. Перед сессией Катя заболела и очень много пропустила. Поправившись, она обратилась к Саше с просьбой помочь восстановить конспекты и пояснить, что нужно подготовить к экзамену. Но услышала вежливый отказ. Саша мотивировала свой отказ тем, что ей самой нужны конспекты для подготовки к экзамену.
Вывод. Народная мудрость гласит: «друзья познаются в беде».
Третья ситуация. В группу пришел новый студент. Ему никак не удавалось ра- зобраться с новыми дисциплинами. Он не знал, к кому обратиться за помощью. Однажды к нему подошел сокурсник и предложил ему свою помощь. Сокурсник оказался старостой, но помогал он ему не потому, что он был старостой, а наоборот: его выбрали старостой, потому что он помогал людям. Сейчас новичок освоился, а старосту он называет своим другом.
Вывод. Хочешь быть другом - будь им!
Наверное, проанализировав эти ситуации и оглядевшись вокруг себя, можно об- наружить множество подобных примеров и в своей жизни.
Давайте сейчас все вместе попробуем составить «Моральный кодекс дружбы»
Согласно данным социологических исследований подростки в возрасте 15-19 лет выбрали следующие утверждения, определяющие для них моральный кодекс дружбы:
v Делиться новостями о своих успехах и эмоционально поддерживать при не- удачах, проявляя взаимопонимание.
v Добровольно помогать в случае нужды.
v Стремиться к тому, чтобы другу было приятно находиться в твоем обществе.
v Доверять другу, сохранять доверенные тайны.
v Защищать друга даже в его отсутствие.
Согласны ли вы с данными утверждениями? Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести, Это горько, но это не горе,
Ты потом ему всѐ же прости.
В жизни всякое может случиться, И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно. Э. Асадов. «Доброта» Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь. На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих, Помоги ему, он – твой друг. Видишь, шторм ледяной у них От тепла твоих верных рук.
На ладонь положи звезду И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой Поведѐт в прекрасную даль.
А сейчас поговорим о вежливости. Я расскажу вам сказку, слушайте:
«Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры животных и были очень невежливыми. Например, встретит один человек другого, и вместо того, чтобы сказать приветствие – ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго.
Но вот однажды один человек вышел из своей пещеры в дремучий лес. Идѐт, а кругом ни одного человека, видно, все друг друга перебили. Лишь только через несколько дней увидел он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал ему навстречу. Но другой оказался боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул обе руки: смотри, мол, у меня ничего нет, не бойся меня».
Вот так получилось первое рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость.
Так оно было, или это только сказка, но вежливость зародилась, и очень хорошо, что теперь она существует. Было бы очень грустно, если бы не было вежливости. Ведь все мы живѐм среди людей, а значит, нужно уважать тех, кто с тобой рядом.
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века
«вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
-Какие правила вежливости вы знаете? (Ребята отвечают)
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими годами и по положению» (Д.С. Лихачѐв «Письма о добром и прекрасном»).
Вспомним, какие слова нужно произносить при встрече?
. Здравствуйте.
Доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Можно ещѐ говорить: приветствую вас! Слово «здравствуйте» значит много. Ведь ваш знакомый желает вам здоровья. А как приятно, когда даже незнакомый человек вас поприветствовал.
Поклонившись мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы:
- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
У каждого народа обязательно принято при встрече приветствовать друг друга. Так они показывают своѐ дружелюбие, расположение к собеседнику. Хотя здороваются люди в странах по-разному.
- А вы знаете, как приветствуют друг друга в других странах?
· Японцы при встрече кланяются.
· В Тунисе принято сначала поклониться, поднести правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу. «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя» - таков смысл этого приветствия.
· Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо и при этом высовывают язык.
· Жители острова Тонго при встрече останавливаются, покачивают головой, топают ногами и пощѐлкивают пальцами.
· В Индии есть обычай при встрече прикладывать ладони к сердцу.
· Древние китайцы спрашивали: «Ели вы сегодня?».
· На Замбези хлопают в ладоши и делают реверанс.
· Монголы спрашивают: «Здоров ли ваш скот?».
· Арабы скрещивают руки на груди.
· Китайцы кланяются с вытянутыми вдоль тела руками.
· Таджики складывают обе руки чуть ниже груди и, немного наклонившись, под- ходят к приветствуемому человеку при этом произносят: «Ассолом алейкум» - и протягивают обе руки.
· Некоторые племена Новой Зеландии здороваются, прикасаясь друг к другу носами.
· Жители Израиля говорят: «Мир вам!».
Не только слова должны быть у нас вежливыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
С весѐлыми людьми легко и приятно общаться. Они умеют посмеяться и над другими, и над собой. Я точно знаю, что и вы любите веселье и смех. Давайте проведѐм шуточную викторину. За каждый правильный ответ - маленький приз. Кто первый поднимет руку, тот и отвечает.
1. Что должен проверить судья, когда выходит судить матч? (Свисток)
2. Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить журавль, если встанет на две ноги? (3 кг.)
3. Почему львы едят сырое мясо? (Они не умеют готовить)
4. Огромный зверь, но не кусается, ни на кого не бросается и живѐт выше крыши.
(Созвездие Большая Медведица)
5. Когда чѐрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда не закрыта дверь)
6. Что находится между школой и детским садом? (Союз «и»)
7. Летели три страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (Страусы не летают)
8. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца)
9. Кто автор сказки «Колобок»? (Русский народ)
10. Почему скелеты не смеются? (Боятся рассыпаться)
Молодцы. Отлично справились с заданием и посмеялись немножко. Правда, даже настроение сразу поднялось?
Вот так и вы легко можете окружающим поднимать настроение.
Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и …у самого себя. Надо только знать, что такое воспитанность. В хороших манерах всегда есть глубокий смысл. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру – к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живѐшь. Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим» (Д.С. Лихачѐв «Письма о добром и прекрасном»).
Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых нам людей, наших домашних животных, да и самой природы. Давайте дарить людям добро, и нам всем вместе будет жить лучше.
-Какой вывод сделали вы для себя из нашего разговора? Какие советы, наказы на месте родителей дали бы своим детям о дружбе, об отношении к окружающим людям?
Я надеюсь, что благодаря этому классному часу в ваших сердечках добра стало немного больше, и вы станете бережнее относиться не только к близким, но и ко всему живому. И не останетесь равнодушными к чужой беде.
Давайте подарим частичку тепла – улыбку друг другу и споѐм песню «Улыбка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий