разговоры о важном
В 1915 году Вернадский организовал Комиссию по изучению естественных производительных сил для создания базы данных природных ресурсов России.
Вернадский реорганизовал Российскую академию наук, создавая институты для решения не только фундаментальных, но и прикладных проблем.
Вернадский первым понял значение радиоактивности, добился экспедиций по добыче сырья, стал одним из основателей атомного проекта России.
Владимир Вернадский – основатель современного учения о биосфере – живой оболочке Земли, преобразующей нашу планету.
Вернадский заложил основы глобальной экологии – науки об изменении биосферы под влиянием деятельности человека.
Учение Вернадского легло в основу Концепции устойчивого развития. Она призвана обеспечить потребности общества, сохраняя природу и ресурсы.
Вице-президент Российской академии наук Степан Калмыков:
Дорогие ребята! Наш великий ученый Владимир Иванович Вернадский является отцом понятия глобальной экологии. Он один из первых, кто задумался о том, каким образом развивать экономику, развивать промышленность, не нарушая при этом окружающий мир, не вредя природе. Он считал, что богатство России связано с ее ресурсами – лесами, полями, реками, полезными ископаемыми. И самое важное использовать их рационально и правильно. Ученые в Российской академии наук продолжают заниматься этими задачами. Мы ищем новые, экологически чистые источники энергии, чтобы питать города, большие заводы и не вредить при этом окружающей среде. А как думаете вы: почему задачи, связанные с экологией, о которых говорил Владимир Иванович Вернадский, остаются актуальными до сих пор?
Ребята, как бы вы ответили на вопрос Степана Калмыкова?
Итак, учение о биосфере, в основу которого легли идеи В. И. Вернадского, серьезно повлияло на наши представления о том, как человек должен вести себя, чтобы сохранить природные ресурсы, саму нашу планету для будущих поколений. Ребята, уверена, что тема ответственного отношения к окружающей среде для вас не нова, предлагаю актуализировать ваши знания, решив несколько экокейсов.
Работа с интерактивным заданием «Экокейсы»
Ребята, весьма неожиданный вопрос: «Что это за медведь, которого мы выращиваем дома целый год?». И главное – как этот вопрос связан с темой нашего сегодняшнего занятия? Кто может ответить? Предлагаю посмотреть видеоролик и найти ответ.
Демонстрация видеоролика «Мусорный медведь».
Итак, теперь вы знаете, какого медведя мы выращиваем дома в течение года. Вопросы для обсуждения:
− Как количество мусора, которое каждый из нас выбрасывает, связано с экологией?
− Как оно влияет на состояние нашей планеты? Какие последствия имеет для животного и растительного мира?
− Почему проблема мусора становится для человечества с каждым годом все острее?
− Чем опасны одноразовые пластиковые стаканчики, пакеты, бутылки и т.п.?
− Кто знает, сколько лет потребуется, чтобы разложился пластиковый стакан? (450 лет) Алюминиевая банка из-под газировки? (500 лет) Стеклянная бутылка? (1 тыс. лет)
− Что вы слышали о загрязнении мирового океана пластиком?
Ребята, абсолютно очевидно, что, если мы просто будем складировать мусор или сжигать его (что тоже не очень полезно для природы; хотя при сжигании мусора в специальных установках воздух фильтруется, и попутно можно получить электроэнергию, в результате все же остается высокотоксичная зола, объем которой составляет ¼ объема сожженного мусора), то наступит глобальная катастрофа для всех жителей нашей планеты. Ребята, как вы думаете, что можно сделать с мусором, чтобы не наносить вред природе? Какие еще способы борьбы с мусором существуют?
. Ребята, действительно, мусор еще можно перерабатывать. И в нашей стране технологиям переработки мусора уделяется особое внимание. Об этом нам с вами более подробно расскажет генеральный директор компании «Российский экологический оператор» Денис Петрович Буцаев. В конце своего выступления Денис Петрович задаст вопрос, на который нам с вами нужно будет найти ответ.
Итак, вот мы и подошли к секретному вопросу:
Более 80% отходов в стране захоранивается на полигонах и каждый второй килограмм — сортируется. К 2030 году наша цель — сортировать 100% бытовых отходов, захоронение снизить вдвое. В России только 12% мусора перерабатывается. Как вы думаете почему? Как каждый из нас может повлиять на увеличение этой цифры?
Ребята, итак, оказывается, что значительное число мусора, который мы ежедневно выбрасываем, можно переработать. Кто может рассказать, что это за мусор? (пластик, бумага, стекло и металл – все это может получить вторую жизнь) Мы уже с вами говорили о том, что как раз огромнейшая часть мусора состоит из такого рода отходов. Вернемся к вопросу Дениса Буцаева – почему в нашей стране перерабатывается только 12% мусора? И как мы с вами можем повлиять на то, чтобы отходов из пластика, бумаги, стекла и металла в нашей стране перерабатывалось как можно больше?
«Семья Ивановых». Итак, оказывается заботиться о природе совсем несложно, это под силу каждому из нас. Чтобы как можно больше мусора можно было переработать, важно его сортировать.
КЕЙС 2. ОДНОРАЗОВЫЙ VS МНОГОРАЗОВЫЙ
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот плакат и ответьте на вопрос, а есть ли еще какой-то эффективный способ борьбы с мусором, кроме переработки? Действительно, еще одним эффективным способом борьбы с мусором является его сокращение. А как это сделать? Для этого всем нам нужно стараться использовать вместо одноразовых вещей многоразовые.
Ребята, а насколько вы готовы отказаться от использования одноразовой посуды? Чем ее можно заменить? Как вы думаете, как можно повлиять на то, чтобы как можно больше людей отказалось от использования одноразовых вещей в пользу многоразовых?
Когда речь идет об экологической культуре и бережном потреблении, нужно рассматривать не только сам предмет, но и весь цикл его производства. Тогда безобидный на первый взгляд предмет может оказаться намного более опасным для экологии. Учитель. Какие варианты замены срезанных цветов вы можете предложить? (полевые цветы, комнатные цветы в горшках, съедобные букеты (шоколадные, ягодные и т. п.))
Интерактивное задание «Заменяй!»
КЕЙС 3. СТАРЫЙ ТЕЛЕФОН: ПОДАРИТЬ ИЛИ ВЫБРОСИТЬ?
Ребята, и опять неожиданный вопрос – как расстаться с телефоном по-хорошему? Как этот вопрос связан с темой нашего разговора? Почему с телефоном нужно расставаться как-то по-особому? Все, что когда-то включалось в розетку или работало от батареек, выбрасывать просто так нельзя, иначе, разрушаясь, эти приборы наносят колоссальный ущерб экологии. Как вы поступаете с телефонами, которые вышли из строя? А с теми, которые еще в рабочем состоянии, но устарели? Как правильно расстаться с телефоном, планшетом, компьютером, чтобы не навредить природе?. Если телефон исправен, но просто надоел, поступите с ним так же, как и со старым диваном, – отдайте в добрые руки. Ну а если гаджет вышел из строя, вот несколько вариантов.
1. Попробуйте его отремонтировать. 2. Найдите пункт приема на сайте Recyclemap. Это интерактивная карта, на которой, выбирая город и вид отходов, можно найти места их приема. 3. Изучите календарь волонтерских акций – «ЭлектроОсень», «ЭлектроВесна», в рамках которых принимаются электроприборы. 4. Сетевые магазины бытовой техники и электроники также часто устраивают акции по утилизации электроприборов. 5. В Подмосковье открыты специальные площадки «Мегабак».
Ребята, а кроме электроприборов, что еще можно отнести к опасным отходам? Что еще нельзя выбрасывать в простые мусорные баки? (батарейки, лампочки, градусники, просроченные лекарства и т. п.) Это отходы, которые при попадании в окружающую среду наносят ей непоправимый вред, например, отработавшие батарейки, аккумуляторы телефонов и планшетов, автомобильные аккумуляторы, ртутные градусники, перегоревшие ртутные лампы. Всего лишь одна батарейка может отравить природу на долгие десятилетия, так как в ней содержатся кадмий, свинец, никель, ртуть и другие тяжелые металлы. Пока они внутри батарейки, они не опасны. Но, если выбросить батарейку в обычный мусорный контейнер, она попадет на мусорный полигон, и там под воздействием, например, солнца, ее «скорлупа» разрушится, и все токсичные элементы попадут в почву, воду, воздух. А оттуда к нам с вами в организм. Вот почему крайне важно сдавать батарейки в специальные пункты приема, откуда они будут доставлены специальными компаниями на правильную и безопасную для экологии переработку. Вред от «севшей» батарейки будет исключен, а те полезные вещества, которые в ней содержатся, извлечены и возвращены обратно в промышленность. Правильно собранным батарейкам и другим опасным отходам можно дать «вторую жизнь». Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и «Федеральный экологический оператор» организуют строгий учет и контроль всех опасных отходов, включая батарейки и аккумуляторы телефонов, а также обеспечивают их обезвреживание и утилизацию на специальных предприятиях для извлечения полезных компонентов.
Ребята, и самый сложный вопрос на сегодня: что общего между геометрической фигурой – квадратом, зеленым цветом и экологической безопасностью?
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Дополните свои ответы исходя из представленной информации. Какие электростанции входят в «зеленый квадрат»? Почему? Что является их источником энергии? Какие плюсы и минусы «зеленых» электростанций? Какая генерирует меньше всего углерода? (АЭС и ВЭС) Климат на нашей планете меняется: тают льды, учащаются засухи, мелеют реки. Ученые считают, что это происходит из-за того, что в атмосфере появляется все больше углекислого газа метана, который укутывает Землю, как шуба.
Чтобы остановить этот процесс, в 2015 году главы государств собрались в Париже, где подписали соглашение о климате. Согласно этому соглашению, государства обязуются сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. А в России, согласно Указу Президента, к 2030 году правительство должно обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Для этого придется научиться получать энергию без использования углеводородного сырья. До сих пор 41% энергии в мире получают от сжигания угля, 22% – из природного газа и 4% – из нефти. Эти процессы приводят не только к выделению углекислого газа, но и вредят здоровью. Выбросы ТЭЦ вызывают заболевания дыхательных путей и даже провоцируют онкологические заболевания. Самыми безопасными для окружающей среды являются солнечные, ветряные, атомные и гидроэлектростанции. Развитие использования этих источников энергии легло в основу концепции того самого «зеленого квадрата», которая призвана свести тепловые выбросы и образование углекислого газа при производстве электроэнергии к нулю. Из предыдущих наших занятий вы уже знаете, что Россия является лидером атомной энергетики. В России ежегодно атомные станции позволяют предотвратить выбросы более 100 млн тонн парниковых газов, что составляет порядка 7% от всех выбросов парниковых газов в стране.
Ребята, но можно не только на занятиях изучать, как специалисты реализуют принципы зеленой энергетики. Хотели бы вы связать свою профессию с заботой о природе? Давайте примерим на себя профессии в сфере экологии. Учитель при обсуждении может использовать презентацию «Профессии в сфере экологии». Учитель. Кто знает, чем занимаются специалисты экологических профессий? • ведут контроль выполнения на предприятии законодательных актов в области охраны окружающей среды и соблюдения стандартов качества; • формируют план профилактических мероприятий, которые способствуют снижению патогенного воздействия производственных факторов на здоровье сотрудников; • участвуют в разработке и подготовке инновационных проектов и технологий;
пишут исследовательские работы, целью которых является снижение показателей вредных выбросов, очистка сточных вод, уменьшение отходов и прочее; • формируют паспорта, графики и иную аналитику для наглядного отображения влияния работы предприятия на микроклимат в регионе; • взаимодействуют с органами надзора, готовят отчеты, ведут переписку с контролирующими органами по своему профилю.
. Ребята, назовите основные места работы для специалистов экологических профессий? • исследовательские лаборатории; • природоохранные организации; • предприятия и фабрики; • экоструктуры на заводах и фабриках; • госструктуры и органы по контролю, а также надзору; • компании, занимающиеся строительством. Учитель. Какие профессии в области экологии вы знаете? Интерактивное задание «Экологические профессии»
Комментариев нет:
Отправить комментарий