Группа 206
Предмет: Слесарное дело и техническое измерение.
Тема: Допуски и посадки деталей в машиностроении.
Тема урока: Допуски.
Цель урока: изучить данную тему и ответить на вопросы.
Популярно о допусках и посадках в
машиностроении
До великой промышленной
революции 18 века каждый механизм изготавливался одним мастером – от начала и
до конца. Самыми сложными механизмами в то время были часы, навигационные
приборы и замки. Каждая деталь подгонялась к другой индивидуально, и в двух часах,
вышедших с одной мануфактуры не было двух одинаковых деталей. При ремонте
невозможно было вынуть износившуюся деталь и заменить ее новой, так как они не
подходили друг к другу. Развитие промышленности и переход от мануфактур к
фабрикам привнесло такие понятия, как разделение труда и серийное производство.
Появилась необходимость стандартизации, которая позволяла бы изготавливать
одинаковые (в определенных пределах) детали в рамках одной фабрики, а еще лучше
- в рамках целой отрасли. Стандартные детали, выпускаемые одной фабрикой, можно
было бы использовать на многих предприятиях, а при ремонте можно было бы просто
выбросить износившуюся деталь и заменить ее новой.
Для этого было
необходимо создать систему стандартов, которые позволили бы организовать производство
деталей с четко определенными требованиями, сначала для каждой фабрики, а затем
– для отрасли или всей промышленности в целом. Так появилась инженерная
дисциплина, которая называется «основы взаимозаменяемости». Именно там родились
такие термины, как допуски, посадки, расчет размерных цепей и многое другое.
В процессе обучения
многих не раз путало и пугало понятие допусков и посадок. Попробуем разобраться
с этим и понять, для чего они предназначены. Ведь без использования этих
понятий невозможно правильное и точное соединение деталей в машиностроении
и металлообработке.
Вся система допусков и
посадок нацелена на стандартизацию деталей и обеспечение взаимозаменяемости их
при сборке или ремонте механизмов и машин различной степени сложности. Для
решения этой проблемы все серийно выпускаемые изделия должны быть выполнены с
определенной точностью механической обработки. Точность производства деталей
определяет система допусков и посадок, разработанных специалистами по
стандартизации. Эти параметры всегда присутствуют в чертежах и технических
заданиях на обработку. Задача этой статьи – научить правильно читать и
понимать чертежи, а не только видеть номинальные габариты детали.
Описание основных определений и терминов
В основе построения
системы посадок лежит понятие о системе отверстия (все посадки образуются
соединением валов различного размера с основным отверстием) и системе вала (все
посадки образуются соединением отверстий различного размера с основным валом).
Различают посадки,
допуски размеров и посадок.
Допуском называют
регламентированную область отклонений от номинального размера детали. При
отображении на чертеже эта область составляет промежуток между линиями или
числами, которые соответствуют верхнему и нижнему пределам отклонения от
номинала.
Область допуска
описывает не только величину допуска, но и размещение его относительно
номинального размера детали или поверхности. Размещение области может быть
относительно нулевой линии:
•
симметричным и асимметричным;
•
выше или ниже его;
•
со смещением в одну из сторон.
В инженерной графике
принято указывать предельные отклонения в миллиметрах над размерной линией
после обозначения номинала с учетом их знаков.
Посадка – параметр,
который характеризует соединение деталей. Он определяется величиной
получающихся при соединении зазоров или натягов. Все посадки делятся на три
основных типа:
• с
зазором;
• с
натягом;
•
переходные.
Допуском посадки
считается разность между наибольшим и наименьшим зазором, которые составляют
соединение.
Вследствие неизбежного
возникновения области рассеяния размеров сопрягаемых деталей от наибольшего до
наименьшего значения, возникает рассеяние зазоров и натягов.
Крайние значения зазоров
и натягов рассчитываются по формулам. Точность посадки считается более высокой,
если колебание зазоров или натягов минимально.
Допуски и посадки
нормированы государственными стандартами:
1.
ЕСДП - “Единая система допусков и посадок”.
2.
ОНВ - “Основные нормы взаимозаменяемости”.
Первая система
применяется при составлении допусков и посадок размеров гладких элементов
деталей. Также, она работает для посадок, образуемых соединениями этих деталей.
ОНВ регламентирует минимальные
и максимальные отклонения и зазоры в резьбовых и конических, шпоночных и
шлицевых соединениях. Требования основных норм взаимозаменяемости учитываются
при расчетах зубчатых передач.
Допуски и посадки
необходимо указывать в технологической документации:
•
эскизах;
•
чертежах;
•
технологических картах и т.п.
Основой всех
техпроцессов, при их составлении, служат правильно выбранные допуски и посадки.
Осуществление контроля качества деталей в разрезе точности происходит на этапе
производства путем проверки соответствия их предельных отклонений от
номинальных размеров.
Номинальные размеры и отклонения от них
Когда создается деталь,
то, прежде всего, формируется точный чертеж с ее номинальными размерами.
Однако, на практике невозможно изготовление двух абсолютно точных деталей.
Поэтому все изделия изготавливаются с тем или иным классом точности.
Чем выше этот класс, тем
меньше размер отклонений от номинального размера детали. Таким образом, допуск
характеризует величину отклонений в размере. Он бывает только положительным,
хотя размер детали по факту обработки может отличаться от номинального, как в
большую, так и в меньшую сторону.
Более точно допуском
можно назвать разность между максимальным и минимальным размером детали при ее
механической обработке. Предельные размеры определенны классом точности. Между
ними должен находиться размер любой детали из партии. В результате
использования мерительного инструмента мы, после воздействия на заготовку,
можем установить ее действительный размер.
Принято считать, что,
если фактический размер после обработки находится в пределах допусков, то
деталь пригодна к сборке и является технологически годной.
Рассмотрим пример
механической обработки детали «Штанга толкателя».
Данная деталь помогает
своевременному открытию и закрытию клапанов ДВС и, при работе под нагрузкой,
подвержена выработке. В частности, на головке штанги образуется борозда,
которая может способствовать залипанию, заклиниванию клапанов в неправильном
положении и, как следствие, приводить к неправильной работе двигателя.
Для ликвидации подобной канавки (выработки) применяется токарная ремонтная
операция: «Протачивание штанги толкателя» в пределах минимального значения
допуска на механическую обработку.
Задача токаря при
выполнении такой операции двояка:
1. Снятие металла,
выравнивание поверхности головки штанги.
2. Замеры и выбраковка
изделий.
То есть,
квалифицированный рабочий должен сначала устранить шероховатость поверхности,
после чего проверить соответствие на попадание обработанной поверхности в
нижнее поле допуска. Штанга, головка которой попадает в значения нижнего
отклонения допуска, считается отремонтированной и готовой к повторному
использованию. Те же изделия, которые имеют меньший диаметр после обработки,
чем указано в допуске, выбраковываются и идут на переплавку.
Итак, допуск -
это модульное значение разницы между граничными отклонениями. Этот параметр
задает допускаемые границы действительных размеров годных деталей в партии и
фиксирует точность изготовления.
Говоря об экономической
части понимания значения допуска, следует отметить, что с уменьшением размеров
отклонений качество изделий возрастает. Однако, стоимость их производства
нелинейно увеличивается. Крайне важно, при составлении чертежей, учитывать все
условия, при которых будет эксплуатироваться каждая деталь. И формировать такие
допуски на мехобрабоку, которые являются необходимыми и достаточными для данных
условий. Ведь излишняя точность в классе изготовления детали могут сделать ее
применение экономически нецелесообразным.
В вышеприведенном
примере почти все штанги толкателей при малом допуске можно было бы
забраковать, вместо их восстановления и возвращения на службу.
Посадки, как способ эффективного сопряжения
поверхностей
Детали при сборке должны
эффективно выполнять свои функции. Для обеспечения их регламентируемого
взаимодействия выработана система посадок. В технологических процессах посадкой
называют условия соединения деталей, которые определяются размерами зазоров
между ними или натягов. Посадка описывает степень свободы взаимодействия
деталей в паре. Как частный случай, может описывать степень сопротивления их
взаимному смещению.
Рассмотрим классический
случай с отверстием и валом, работающим в нем. Каждая из деталей имеет свой
номинальный размер. Однако, каждая деталь из партии одинаковых изделий
изготавливаются в пределах своих допусков.
Поэтому, при их
соединении, возможен зазор, который технологически допустим.
Величина такого зазора не может превышать разность допусков на обработку этих
деталей. То есть, зазор определенной величины не послужит причиной неправильной
работы соединения, а изделие сможет выполнять свои функции без повышенного
износа или биения.
Ответить на вопросы
письменно:
1. Что такое допуски?
2. Что такое посадки?
3. Номинальные размеры и
отклонение от них .
Комментариев нет:
Отправить комментарий