Группа 310
Предмет: Эксплуатация и Т.О . ремонт
С/Х машин.
Тема : Система питания ДВС.
Тема урока: Назначение и устройство
ДВС.
Цель : изучить данную тему и
ответить на вопросы письменно.
Система питания дизеля (рис. 15) состоит из топливного бака
2, фильтров грубой 3 и тонкой очистки 7 топлива, топливоподающих насосов и
топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок фильтров воздуха и
воздухопроводов.
Рис. 15. Схема системы питания:
1 - глушитель; 2 - топливный бак; 3
- фильтр грубой очистки топлива; 4 - подкачиваюший насос: 5 - топливный насос;
6 - регулятор; 7 - фильтр тонкой очистки топлива; 8 - воздухоочиститель: 9-
впускной коллектор; 10 - электрофакельный подогреватель; 11 - сливной
трубопровод; 12 - форсунка; 13 - камера сгорания; 14 - выпускной коллектор.
Воздух благодаря разрежению,
создаваемому в цилиндрах дизеля, засасывается из атмосферы и поступает в
воздухоочиститель 8, где последовательно подвергается трехступенчатой очистке
(ранее уже указывалось, какое значение имеет качество очистки воздуха для
двигателя в целом, и особенно для деталей цилиндропоршневой группы). Очищенный
воздух по впускному коллектору 9 и каналам в головке блока поступает в цилиндры
дизеля.
Топливо в цилиндры дизеля подается в
точно отмеренных количествах (в зависимости от нагрузки дизеля), в строго
определенные моменты времени и под большим давлением, обеспечивающим мелкое его
распыливание в среде сжатого и нагревшегося воздуха. Заливают топливо в горловину
топливного бака 2, внутри которой находится сетчатый фильтр. Из бака топливо
самотеком перетекает по топливопроводу к фильтру грубой очистки, где очищается
от крупных механических примесей. Отсюда предварительно очищенное топливо
поступает в подкачивающий насос 4, который укреплен на топливном насосе и
приводится в движение его кулачковым валиком. На корпусе подкачивающего насоса
установлен ручной насос, при помощи которого перед пуском систему заполняют
топливом и удаляют из нее воздух. Подкачивающий насос нагнетает топливо в
фильтр 7 тонкой очистки, где топливо освобождается от мелких примесей. Затем
топливо поступает в топливный насос 5, который под большим давлением нагнетает
его в форсунки 12. В определенные моменты времени форсунка впрыскивает топливо
в камеру сгорания 13. Топливо, просочившееся через зазоры между иглой и
корпусом распылителя, отводится от форсунки в топливный бак по сливному
трубопроводу 11, соединяющему все четыре форсунки. Продукты сгорания удаляются
из цилиндра по выпускному коллектору, пропускаются через глушитель и
выбрасываются в атмосферу.
Воздухоочиститель 8 представляет собой воздушный фильтр, в котором
воздух, засасываемый дизелем, проходит последовательно тройную очистку: сухую
центробежную, инерционную и масляно-контактную. От крупных частиц (первая
ступень) воздуха освобождается в инерционном фильтре грубой очистки,
установленном на центральной трубе воздухоочистителя. Воздух засасывается через
сетку и, проходя между лопастями завихрителя, приобретает вращательное движение.
Под действием центробежных сил частицы пыли отбрасываются к стенке колпака и
через щели в верхней его части удаляются. Вторую ступень очистки воздух
проходит, когда на выходе из центральной трубы ударяется о масло в чашке, резко
меняет направление и теряет частицы пыли, улавливаемые маслом. Последней,
третьей, ступени очистки воздух подвергается, проходя фильтрующие элементы из
капроновой путанки, установленные между опорными обоймами в корпусе
воздухоочистителя. Снизу корпус воздухоочистителя закрыт поддоном, служащим
одновременно резервуаром для масла. Поддон прикреплен к корпусу
воздухоочистителя стяжными болтами.
Топливный насос (рис. 16) четырехплунжерный (диаметр плунжера 8,5 мм,
ход плунжера 8 мм) смонтирован в одном агрегате со все-режимным центробежным
регулятором и подкачивающим насосом, установлен с левой стороны дизеля,
прикреплен болтами к крышке распределения и приводится в действие от
коленчатого вала через распределительные шестерни.
Рис. 16. Топливный насос:
1 - корпус; 2 - нагнетательный
клапан; 3 - плунжерная втулка; 4 - плунжер; 5 - болт толкателя; 6 - кулачковый
вал; 7 - шлицевая втулка; 8 - установочный фланец; 9 - подкачивающий насос; 10
- насос ручной подкачки; 11 - пробка выпуска воздуха; 12 - перепускной клапан;
13 - серьга; 14 - пружина регулятора; 15 - корректор; 16 - сапун; 17 - болт
номинала; 18 - корпус регулятора; 19 - сливная пробка; 20 - пробка контрольного
отверстия; 21 - плита; 22 - пробка заливной горловины; 23 - болт максимальной
частоты вращения; 24 - рычаг управления; 25 - зубчатая рейка; 26 - зубчатый
венец; 27 - стяжной винт.
Топливный насос состоит из следующих
основных элементов: корпуса У, плунжерных пар 3 и 4; нагнетательного клапана 2,
кулачкового вала 6, толкателей, механизма привода плунжеров. Корпус и головка
топливного насоса отлиты как одно целое из алюминиевого сплава.
Спереди к корпусу присоединена
чугунная плита для крепления насоса к дизелю, а сзади расположен фланец для
крепления регулятора. Каждая секция насоса (а их четыре) представляет собой
миниатюрный топливный насос, принцип действия которого заключается в следующем.
При вращении кулачкового вала 6 выступ кулачка периодически набегает на ролик и
приподнимает толкатель. Когда выступ кулачка уходит из-под ролика, толкатель
под действием пружины опускается. Вместе с толкателем поднимается и опускается
плунжер 4, совершая, таким образом, возвратно-поступательное движение внутри
втулки 3. Когда плунжер движется вниз, топливо заполняет освобождаемое им
пространство в гильзе. Двигаясь вверх, плунжер сжимает топливо, под действием
этого давления открывается нагнетательный клапан 2, открывая топливу путь в
форсунку. Далее процессы всасывания и нагнетания повторяются.
Механизм поворота плунжера,
предназначенный для изменения подачи топлива, включает в себя рейку 25 и
зубчатые венцы 26. На втулки плунжеров надеты поворотные гильзы У У (рис. 17) с
зубчатыми венцами 10. Плунжер входит выступами в два продольных паза поворотной
гильзы. На гильзу надета пружина 13 плунжера. Через верхнюю тарелку она упирается
в корпус насоса, а через нижнюю тарелку - в болт толкателя. Зубчатые венцы
гильзы постоянно зацепляются с зубцами рейки 9, которая перемещается в двух
бронзовых втулках. Рейка связана тягой с рычагами регулятора и перемещается под
их действием, поворачивая при этом зубчатый венец вместе с гильзой плунжера и
меняя тем самым подачу топлива.
Рис. 17. Плунжерная пара топливного насоса:
1 - штуцер; 2 - упор пружины
нагнетательного клапана; 3 - пружина нагнетательною клапана; 4 - седло
нагнетательного клапана; 5 -нагнетательный клапан; 6 - уплотнение; 7 - втулка;
8 - плунжер; 9 - рейка; 10 - зубчатый венец; 11 - поворотная гильза; 12 -
верхняя тарелка пружины плунжера; 13-пружина плунжера; 14 - нижняя тарелка
пружины плунжера; 15 - стяжной винт; 16 и 17 - всасывающее и перепускное окна.
На кулачковом валу 6 симметрично
расположены кулачки тангенциального профиля. Между вторым и третьим кулачком
находится эксцентрик, приводящий в движение подкачивающий насос 9 (см. рис.
16).
В задней верхней части корпуса топливного
насоса расположен перепускной клапан 12, через который излишки топлива,
подаваемого подкачивающим насосом, возвращаются в его всасывающую полость. Тем
самым давление в каналах головки топливного насоса поддерживается в пределах
0,07...0,12 МПа (0,7...1,2 кгс/см²).
В сверлениях в горизонтальной
перегородке корпуса топливного насоса скользят толкатели.
На боковой стенке корпуса расположен
люк, через который регулируют подачу топлива и равномерность подачи по секциям.
Крышка люка крепится к корпусу насоса болтами.
Резьбовое отверстие предназначено
для контроля уровня масла в корпусе насоса.
Сапун 16 сообщает внутренний объем
корпуса топливного насоса с атмосферой. В сапуне установлен фильтр для очистки
воздуха, изготовленный из эластичного полиуретанового пенопласта.
Подкачивающий насос служит для преодоления
гидравлического сопротивления топливных фильтров и обеспечения равномерной
подачи топлива к основному насосу под некоторым давлением. Конструкция
подкачивающего насоса поршневого типа показана на рисунке 19. В чугунном
корпусе 9 насоса установлен поршень 7, который приводится в движение полым
толкателем 4, изготовленным из легированной стали. Пружина 8 прижимает
толкатель к эксцентрику кулачкового вала топливного насоса. Стержень толкателя
перемещается во втулке 6, ввернутой в корпус насоса. Стержень и втулка
представляют собой прецизионную пару, которая является рабочим органом
подкачивающего насоса.
Форсунка ФД-22 -штифтовая, с четырехдырчатым
распылителем. К нижнему торцу корпуса 2 форсунки специальной гайкой 10
прикреплен распылитель 1. Игла распылителя прижата к коническому седлу
распылителя пружиной 9, усилие которой передается штангой 3. Верхним торцом
пружина упирается в тарелку регулировочного винта 4. Регулировочный винт
ввернут в дно гайки 7 пружины и предохранен от проворачивания контргайкой 6.
Регулятор - механический, всережимный,
предназначен для изменения количества подаваемого в цилиндры дизеля топлива в
зависимости от нагрузки дизеля. Корпус регулятора крепится к фланцу корпуса
топливного насоса.
На лыске хвостовика
кулачкового вала насоса напрессована упорная шайба, которая посредством четырех
резиновых сухариков соединена со ступицей грузов. Ступица с четырьмя грузами 10
и муфта 11 регулятора с упорным подшипником установлена на хвостовике вала
свободно. Таким образом, вращательное движение кулачкового вала топливного
насоса через резиновые сухари передается ступице грузов регулятора. Резиновые
сухари представляют собой упругое звено регулятора и служат для уменьшения
неравномерности вращения грузов. Дополнительный упорный шариковый подшипник
разгружает подшипники кулачкового вала от осевых усилий, передаваемых грузами
регулятора.
Ответить на вопросы
:
1. Устройство
системы питания ДВС?
2. Назначение и
устройство воздухоочистителя?
3. Назначение
устройства топливного насоса?
4. Назначение
устройства форсунки?
Комментариев нет:
Отправить комментарий