понедельник, 14 декабря 2020 г.

                                                         Группа 311 

Предмет : Слесарное дело и технические измерения 

Тема урока : Общие сведения о взаимозаменяемости. 

Цель урока : изучить данную тему, ответить на вопросы письменно. 

 Основные сведения о взаимозаменяемости изделий

Взаимозаменяемость – свойство однородных деталей, при котором они могут быть установлены на свои места в узлах изделий без всякой ручной пригонки и выполнять свои рабочие функции.

Детали или узлы будут взаимозаменяемыми только тогда, когда их размеры, форма, физические свойства материала и другие количественные и качественные характеристики находятся в заданных пределах.

Значительному росту качества изделий и экономичности их производства способствует развивающаяся в последнее время направление функциональной взаимозаменяемости. Оно основано на тесной увязке эксплуатационных показателей изделий с определяющими их функциональными параметрами.

Функциональными параметрами являются геометрические, электрические, механические и другие параметры, влияющие на эксплуатационные показатели изделия. Например, величина зазора между поршнем и цилиндром - функциональный параметр, определяет мощность двигателя – эксплуатационный показатель.

Взаимозаменяемость делится на полную и неполную, внешнюю и внутреннюю.

Полная взаимозаменяемость обеспечивает возможность беспригоночной сборки (или замены при ремонте) любых независимо изготовленных с заданной точностью однородных деталей в сборочные единицы, а последних – в изделия при соблюдении предъявляемых к ним (к сборочным единицам или изделиям) технических требований по всем параметрам качества.

Полная взаимозаменяемость возможна только тогда, когда размеры, форма, взаимное расположение поверхностей, механические, электрические и другие количественные и качественные характеристики деталей и сборочных единиц после изготовления, находятся в заданных пределах и собранное изделие удовлетворяет техническим требованиям. Важнейшим исходным условием обеспечения полной взаимозаменяемости является выполнение требований к точности геометрических параметров деталей и сборочных единиц.

Взаимозаменяемость – это принцип конструирования, производства и эксплуатации изделия, обеспечивающий возможность сборки (или замены при ремонте) независимо изготовленных сопрягаемых деталей и узлов при выполнении требований, предъявляемых к точности геометрических, механических и других параметров качества, при которых эксплуатационные показатели работы изделий должны быть экономически оптимальны и находиться в заданных пределах.

Принцип взаимозаменяемости находит широкое применение не только на стадии сборки, но и на заготовительной стадии производства и всех стадиях механической обработки. Взаимозаменяемость заготовок и полуфабрикатов позволяет устранить операции разметки и выверки деталей при их обработки на металлорежущих станках, позволяет применять производительные станочные приспособления и более прогрессивное оборудование по сравнению с универсальным оборудованием. Обработка деталей на автоматах и полуавтоматах возможна только в условиях взаимозаменяемости заготовок и полуфабрикатов.

Производство, основанное на полной взаимозаменяемости, когда сборку выполняют без доработки деталей и сборочных единиц, называют взаимозаменяемым.

При неполной взаимозаменяемости(или ограниченной) –для обеспечения требуемой точности применяют групповой подбор (селективную сборку), компенсаторы, регулирование положения некоторых частей машин и приборов, пригонку и другие технологические мероприятия. Неполную взаимозаменяемость можно осуществлять не по всем, а только по отдельным геометрическим или другим параметрам.

Например, подшипник данного типоразмера является взаимозаменяемым, так как его посадочные размеры взаимозаменяемы с другими аналогичными подшипниками, одновременно шарики и дорожки качения этого подшипника не взаимозаменяемы, так как сборка подшипника осуществляется методом селективного подбора шариков к дорожкам качения соответствующего размера и шарики одного подшипника не могут быть заменены шариками другого аналогичного подшипника без нарушения его эксплуатационных показателей.

Внешняя взаимозаменяемость– это взаимозаменяемость покупных и кооперируемых изделий (монтируемых в другие более сложные изделия) и сборочных единиц по эксплуатационным показателям, а также по размерам и форме присоединительных поверхностей. Например, в подшипниках качения внешнюю взаимозаменяемость обеспечивают по частоте вращения вала и мощности, по точности вращения, по наружному и внутреннему диаметрам.

Внутренняя взаимозаменяемость обеспечивается точностью параметров, которые необходимы для сборки деталей в узлы, а узлов – в механизмы. Например, в подшипниках качения внутреннюю групповую взаимозаменяемость имеют тела качения и кольца.

Уровень взаимозаменяемости производства можно характеризовать коэффициентом взаимозаменяемостиКв, рассчитываемым по формуле

(1.1)

где Ti– трудоемкость изготовленияi-ой взаимозаменяемой или сборочной единицы;

nB– число взаимозаменяемых деталей или сборочных единиц;

Тu– общая трудоемкость изготовления изделия.

+Степень приближения этого показателя к единице является объективным показателем уровня производства.


Ответить на вопросы :

1. Взаимозаменяемость термин  ?

2. Полная взаимозаменяемость ? 

3. Внешняя взаимозаменяемость? 

4. Внутренняя взаимозаменяемость? 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

 15.03.2024 Гр.606 Предмет: Слесарное дело и технические измерения Тема: Приемы нарезания резьбы. Контроль качества Цель: изучить материал д...