Группа 310
Центральный тормоз Т-150
На валу привода переднего моста трактора Т-150К установлен центральный (ленточный) тормоз плавающего типа.
Центральный (ручной) тормоз служит для торможения трактора на стоянке, удержания его на подъеме или уклоне, а также для экстренной остановки при отказе в работе колесных тормозов. Управление центральным тормозом осуществляется рычагом, установленным на полу кабины.
Рис. 54. Центральный (стояночный) тормоз Т-150К
1 — рычаг; 2 — защёлка; 3 — регулировочная вилка; 4 — тяга, 5 — лента; 6— оттяжная пружина; 7, 14— кронштейны; 8 — регулировочный болт; 9,— колодка; 10 — регулировочная гайка; 11 — барабан, 12 — тяга; 13 — пальцы.
Центральный тормоз (рис. 54) ленточного типа установлен на валу привода к переднему мосту раздаточной коробки. Он состоит из барабана 11, тормозной ленты 5 с колодками 9, кронштейна 14, тяги 12 с регулировочной гайкой 10, кронштейнов 7, оттяжных пружин 6, регулировочных болтов 8, тяги 4 и рычага 1.
Тормозная лента 5 стальная, с чугунными колодками. Рычаг 1 тормоза установлен на кронштейне в кабине и фиксируется храповым устройством.
Регулировка центрального тормоза Т-150
Правильно отрегулированный центральный тормоз (ручник) должен надежно тормозить трактор на уклоне 0,34—0,43 рад (20—25°) при подъеме рычага на 3—4 щелчка храповика.
Регулировка стояночного (центрального) тормоза Т-150 производится следующим образом:
- Отпустите тормоз, поставив рычаг 1 (рис. 54) в нижнее положение;
- Замерьте щупом зазор между барабаном 11 и колодками тормоза ленты 5.
- Зазор должен быть 1,0—1,5 мм по всей окружности, при этом пальцы 13 должны упираться в торцы пазов кронштейна 14 центрального тормоза.
- Регулируйте величину зазора и его равномерность гайкой 10 и регулировочными болтами 8;
- Длину тяги 4 регулируйте вилкой 3.
- При этом рычаг 1 должен располагаться так, чтобы его защелка 2 входила во второй паз сектора кронштейна, а пальцы упирались в торцы пазов кронштейна 14 центрального тормоза.
Разборка ручника Т-150
Рис. 55. Центральный (ручной) тормоз Т-150К
1 - регулировочный болт; 2, 12 и 17 — кронштейны; 3 — оттяжная пружина; 4 — барабан; 5 — лента тормоза; 6 и 16 — гайки; 7 — втулка; 8 — регулировочная тяга; 9 и 25 — двуплечие рычаги; 10 и 11 — пальцы; 13 — тяга компенсатора; 14 — корпус компенсатора; 15 — пружина компенсатора; 18 — ось рычага управления; 19 — защелка; 20 — кнопка; 21 — рычаг управления; 22 и 24 — вилки; 23 — тяга; 26 — ось двуплечего рычага
Вывертывают установочный винт, вынимают валик и снимают рычаг центрального тормоза с кронштейна рычага. Разъединяют корпус 14 (рис. 55) компенсатора и переходной рычаг, расшплинтовав и вынув палец.
Заедание в шарнирах тормоза не допускается. Затормаживание или растормаживание ленты при помощи рычага должно быть легким, без заедания в шарнирах.
При подъеме рычага ручного тормоза на 3...4 щелчка храповика лента центрального тормоза должна надежно тормозить барабан, при этом храповое устройство должно надежно удерживать рычаг в фиксированном положении.
Колесные тормоза трактора Т-150
Колесные тормоза предназначены для полной остановки движущегося трактора, а также для снижения скорости его движения. На всех колесах трактора установлены колодочные тормоза с пневматическим приводом, которыми управляют педалью из кабины трактора.
Рис. 56. Колесный тормоз Т-150К
1 — барабан; 2 — оси колодок; 3 — чека осей колодок; 4 — стяжка оси колодок; 5—щит; 6 — шток тормозной камеры: 7 — тормозная камера; 8 — регулировочный рычаг; 9 — кронштейн; 10 — разжимной кулак; 11 — пружина; 12 — колодка
Тормоз состоит из барабана 1 (рис. 56), двух колодок 12 с фрикционными накладками, стяжной пружины 11, разжимного кулака 10 и регулировочного рычага 8.
Смазка и замена накладок колесных тормозов Т-150
Рис. 57. Колодка тормоза Т-150
1 — колодка; 2 — накладка.
Для обеспечения надежной работы колесных тормозов Т-150К своевременно проводите их техническое обслуживание.
Для этого проведите следующие операции:
- Снимите барабаны 1 (рис. 56), вставив в резьбовые отверстия болты-съемники, которые установлены на главной передаче;
- Промойте полости тормозов водой, смажьте сопрягаемые поверхности разжимных кулаков и осей колодок тонким слоем солидола.
- Следите, чтобы смазка не попадала на накладки колодок.
- Проверяйте затяжку гаек крепления кронштейнов разжимных кулаков и осей колодок, действие стяжной пружины.
- Если в расторможенном состоянии пружина не возвращает тормозные колодки Т-150 в исходное положение, устраните причину заклинивания колодок и замените слабую пружину;
- Проверьте состояние фрикционных накладок.
- Если расстояние от рабочей поверхности накладок до головок винтов меньше 0,5 мм, замените накладки.
- Для этого, не снимая колесный редуктор с трактора, выньте пружину 11, чеку 3 и стяжку 4 осей колодок.
- Проверните колесный редуктор так, чтобы одна из шпилек крепления колеса оказалась против середины тормозной колодки Т-150К.
- Подвиньте колодку 12 к шпильке крепления колеса, проверните ее на оси 2 и снимите.
- Если вследствие коррозии снять колодку с оси невозможно, выньте ее вместе с осью.
- В этом случае ось должна находиться против выемки на картере колесного редуктора.
- При установке новых накладок в неизношенном барабане размер должен быть 460 мм (рис. 57).
- Если барабан растачивали при ремонте, радиус колодок должен быть соответственно равным радиусу барабана.
- После замены фрикционных накладок или при ремонте, связанном с нарушением установки осей тормозных колодок, произведите полную регулировку тормозов.
Разборка колесного тормоза Т-150
Установив колесный тормоз на стенд, отсоединяют вилку штока тормозной камеры от рычага тормоза и снимают тормозную камеру.
Снимают пружину колодок тормоза, чеки, стяжки, колодки и шайбы; вынимают из пазов колодок сальниковые кольца; снимают регулировочный рычаг тормоза, регулировочные шайбы и вынимают из щита разжимной кулак тормоза; снимают с кулака войлочное кольцо и опорную шайбу.
Снимают кронштейн тормозной камеры и вывертывают масленку из кронштейна.
Снимают накладки с тормозной колодки тормоза Т-150К, предварительно отвернув гайки; сняв шайбы и вынув винты, выпрессовывают палец оттяжной пружины.
Разбирают регулировочный рычаг тормоза: срубают заклепки, снимают крышки корпуса, вывертывают из корпуса пробки фиксатора, вынимают пружину и шарик; вывертывают из корпуса ось червяка, вынимают червяк, червячную шестерню, заглушку и вывертывают пробки; демонтируют втулку из корпуса рычага.
Разбирают щит, снимая при этом оси колодок, шайбы, уплотнительную ленту и обод.
При разборке тормозного барабана вывертывают болты крепления крышки, снимают крышку, резиновую пробку и уплотнительную ленту.
Сборка колесного тормоза Т-150
Колесные тормоза собирают на том же стенде, что и при разборке. Вначале собирают тормозной барабан, установив при этом в его выточку уплотнительную ленту, пользуясь приспособлением — закаткой. Перед установкой ленту пропитывают смесью солидола и графита.
Устанавливают на тормозной барабан резиновую пробку и крышку, завертывают болты крепления крышки. Устанавливают на щит обод и уплотнительную ленту, вставляют оси колодок и закрепляют гайками с шайбами.
Собирают регулировочный рычаг тормоза Т-150: запрессовывают втулку в корпус рычага, завертывают пробки, вставляют заглушку, червячную шестерню и червяк, ввертывают ось червяка, вставляют в корпус шарик, пружину и завертывают пробки фиксатора, устанавливают и приклеивают крышки корпуса. На колодку тормоза кладут две накладки, закрепив их винтами с гайками и шайбами.
Запрессовывают в колодку тормоза палец оттяжной пружины и раскернивают его с двух сторон. Устанавливают на щит кронштейн тормозной камеры и ввертывают в кронштейн масленку.
На разжимной кулак надевают опорную шайбу и войлочное кольцо, вставляют кулак тормоза в щит, устанавливают регулировочные шайбы и регулировочный рычаг тормоза. Вставляют в пазы колодок сальниковые кольца, монтируют шайбы, колодки, стяжки, чеки и пружину колодок.
Устанавливают тормозную камеру и соединяют вилку штока с рычагом тормоза. Тормозные накладки должны плотно прилегать к поверхности тормозных колодок. Между тормозной накладкой и ободом колодки в отдельных местах допускается зазор величиной до 0,3 мм.
Головки винтов крепления накладок к колодкам должны утопать в новых накладках на 9... 10 мм. Разность замеров выступания пальца оттяжной пружины с двух сторон относительно колодки тормоза допускается не более 1 мм.
Внутренняя рабочая поверхность тормозного барабана должна быть чистой, без рисок и раковин. На рабочую поверхность барабана и накладок попадание смазки не допускается. Втулки разжимных кулаков запрессовывают в кронштейны заподлицо.
Выступание торцов втулок не допускается. Вал разжимного кулака должен свободно проворачиваться во втулках кронштейна. Соединительные трубки, шланги и тормозные камеры герметизируют.
При испытании под давлением 1 МПа (10 кгс/см2) не должно быть утечки воздуха. Тормозные колодки должны надежно удерживать барабан в заторможенном состоянии; при этом ход штока тормозной камеры должен быть 15...20 мм.
Регулировка колесных тормозов Т-150К
Если ход штока тормозной камеры больше 35 мм, произведите неполную регулировку. Ход штока проверяйте линейкой, подавая воздух в тормозную камеру или нажимая на регулировочный рычаг.
Для неполной регулировки тормозов вращением оси червяка тормозного рычага до очередного фиксированного положения добивайтесь, чтобы хода штоков были в пределах 15—20 мм (при нажатии на педаль тормоза).
Проверьте в движении одновременность работы всех тормозов и убедитесь в отсутствии нагрева тормозных барабанов при включенных тормозах. При необходимости повторите регулировку.
При замене фрикционных накладок и в случае нарушения установки осей тормозных колодок Т-150 произведите, полную регулировку тормозов в следующем порядке:
- Проверьте и при необходимости отрегулируйте подшипники колесного редуктора.
- Ослабьте гайки эксцентричных осей 2 (рис. 56) колодок. Поверните оси колодок метками одна к другой. Метки находятся на наружных торцах осей;
- Разожмите колодки поворотом регулировочного рычага 8.
- Проверьте и при необходимости отрегулируйте подшипники колесного редуктора;
- Поворачивая эксцентричные оси колодок в ту или другую сторону, сцентрируйте колодки, обеспечив их плотное прилегание колодок к тормозному барабану.
- Проверьте щупом через окно прилегание к тормозному барабану Т-150 на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок.
- Щуп 0,1 мм не должен проходить между барабаном и накладкой по всей ширине при разжатых колодках;
- Не отпуская регулировочный рычаг 8 (рис. 56) и удерживая оси 2 колодок от проворачивания, надежно затяните гайки осей;
- Отпустите регулировочный рычаг. При отсутствии сжатого воздуха присоедините шток тормозной камеры;
- Проверьте, как вращаются в отторможенном состоянии барабаны. Они должны вращаться равномерно и свободно, не касаясь колодок, так как после регулировки между тормозным барабаном и колодками должны быть следующие зазоры: у разжимного кулака — 0,4—0,6 мм; у осей колодок — 0,2—0,6 мм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий