ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ СПО ЛНР
« КОМИССАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ-АГРОФИРМА»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
УРОК
«Моё
отечество – Русь!»
ВЫПОЛНИЛ:
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Меньшиков В.Д.
Комиссаровка
2021
год
«МОЕ ОТЕЧЕСТВО - РУСЬ»
Цель : Социокультурное наполнение категории «Моё
Отечество» Развитие целостного восприятия образа Отечества;
-познакомить с интересными моментами биографии В.И.
Даля;
-показать значение деятельности В.И. Даля для русской
культуры и истории;
-сформировать представление о фундаментальной личности
русского лингвиста ренессансного масштаба;
-воспитывать любовь к своей республике и гордость за
выдающихся людей России.
Ход занятия
1. Организационный
момент. Стихотворение о родине
Что мы Родиной зовем? Что мы Родиной зовём? Дом,
где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых, Рядом
с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём. (В. Степанов, русский поэт)
- Тема « Мое отечество - Русь»
- Давай вместе подумаем, для чего мы изучаем эту тему?
Рассуждения
Чтобы воспитывать любовь к Родине, рассказывать о родной республике с гордостью,
уважительно относится к нашей истории, культуре.
Узнать больше о своей Родине.
Слышал ли ты фразу : «Отец мой выходец, а мое отечество Русь».
Даль сказал это не в автобиографии, не в записках, не в частном письме.
Сокровенные слова поставлены в «Толковом словаре» — среди пословиц и ходячих
выражений.
Отечество, — толкует Даль, — «родная земля, отчизна, где кто родился,
вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку, вере,
принадлежит».
Определение, конечно, грешит неточностью. Даль много раз брался толковать
понятия «отечество», «свой народ»; толкуя, случалось, противоречил себе в
частностях, но в главном был неизменен. Мы приводим неточные — в частностях —
определения Даля: они для нас главным важны, они уже тем для нас важны, что высказаны Далем и
связаны с размышлениями, которые были для него вески и дороги.
Земля, где родился, вырос: «Где кто родится, там и пригодится» — одна из
любимых Далем пословиц. Это глубоко личное, конечно.
Отец — Иван Матвеевич Даль (от рождения носивший имя Иоганн
Христиан) — происходил, как свидетельствует формулярный список, «из
датских офицерских детей»[1].
Случайность судьбы: шестнадцатилетним юношей оказавшись в Европе, Владимир
Даль попал не в какую иную страну, а именно в Данию. «Когда я плыл к берегам
Дании, меня сильно занимало то, что я увижу отечество моих предков, мое
отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился в
том, что нет у меня ничего общего с отчизной моих предков».
Осенью 1799 года (когда Владимира Даля еще на свете не было) правление
Луганского сталелитейного завода слушало прошение врача Ивана Матвеевича Даля о
принятии его навечно, вместе с семьею, в русское подданство. 14 декабря 1799
года доктор Даль был по высочайшему повелению приведен к присяге и стал
гражданином государства Российского. Для Владимира Даля, еще до рождения его,
«мое отечество» — не «отечество моих предков»; но, видно, что-то всю жизнь
томило, толкало к объяснениям.
Внешне противореча собственному, из «Толкового словаря», определению, Даль
твердил без устали, что Россия — земля, отечество многих
народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень
гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что
нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноправный и
достойный гражданин.
В книжке, изданной для солдатского чтения, Даль объяснял: «В России более
шестидесяти губерний и областей, а иная губерния более целой немецкой либо
французской земли. Народу… всего более русского; а есть кроме того, много
народов других, которые говорят не русским языком и исповедуют иную веру. Так,
например, есть христиане не православные: поляки, армяне, грузины, немцы,
латыши, чудь или финны; есть мусульманские народы: татары, башкиры,
киргиз-кайсаки[2] и много сибирских и кавказских племен; есть еще и кумирники,
идолопоклонники: калмыки, буряты, самоеды, вотяки, черемисы, чуваши и много
других… Все эти губернии, области и народы разноязычные составляют Русскую
землю», все они «должны стоять друг за друга, за землю, за родину свою…
“Казак
Луганский”.
Владимир Иванович Даль
родился 10 (22) ноября 1801 г. в посёлке Луганский (сейчас - город Луганск на
Украине). Родители Владимира - высокообразованные люди того времени. Его отец,
Иоганн Христиан Даль, был родом из Дании, учёным, занимался изучением древних
языков и богословия. Его пригласила приехать в Россию императрица Екатерина II
для работы придворным библиотекарем. Проработал там он недолго, уехал в
Германию учиться и вернулся в Россию снова, но уже с дипломом врача. Отец Володи Даля стал
лекарем в Лугани, создал там первый лазарет для шахтёров, боролся против нищеты
рабочих, инфекционных болезней, антисанитарии. Датчанин Иоганн Даль, приняв русское подданство и русское имя, был
искренним патриотом нового своего Отечества.
Мать Владимира, по
происхождению немка, владела пятью языками, увлекалась литературой, была
пианисткой. Именно она дала сыну блестящее домашнее образование. С раннего
детства он учил современные и древние языки, рано начал писать стихи и сказки,
рассказы.
В 1833 году в журнале
были опубликованы его «Русские сказки», написанные простым, доступным языком.
Вместо истинной фамилии автора стоял псевдонимом — Казак Луганский,
связанный с местом
рождения Лугань, которое он любил всем сердцем. О своих сказках он так писал
позднее: «Не сказки сами по себе мне важны, а русское слово...Я задал
себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и
говором, которому раскрывался такой... широкий простор в народной сказке».
Образование Владимир Даль
получил в Морском кадетском корпусе города Петербурга. Став моряком, Даль
отправился служить на флот. По дороге туда с ним произошла одна очень
любопытная история, которая перевернула всю его дальнейшую жизнь….
Но судьба не учебное заведение и не заметки памяти; в судьбе Даля важны не
отзвуки Отечественной войны, не следы ее в личной жизни, а прежде всего
чувства, навсегда ею вызванные. Эти чувства формировали личность, с этими
чувствами Даль прожил жизнь — прожил в своем отечестве и для блага его, прожил
русским и посвятил себя русскому слову.
ночь в доме на набережной Мойки: менял компрессы, утешал, как мог.
Александр
Сергеевич Пушкин умер на руках у
Владимира Ивановича. Перед смертью поэт
передал Далю один предмет
со словами: «Даль, возьми на
память». Когда Владимир
Иванович отрицательно покачал головой,
Пушкин настойчиво повторил: «Бери, друг,
мне уж больше не писать». Впоследствии по
поводу этого пушкинского подарка В. И.
Даль писал поэту В. Одоевскому: «Как гляну
на этот …, хочется приняться за что-либо
порядочное». Владимир Иванович пытался
вернуть его вдове, но Наталья Николаевна
запротестовала: «Нет, Владимир Иванович,
пусть это будет вам на память…» О каком
предмете идет речь? (1 балл)
Викторина для учащихся
10-11 классов
4. Дискуссия
1. Как звали родителей Владимира Даля? (Отец: Иоганн Христиан — от
рождения, Иван Матвеевич — после крещения. Мать: Мария Христофоровна Фрейтаг)
2.
Перечислите профессии, которыми владел В.И. Даль.
Перовском в
городе…..
Участвуя в
польской кампании, при переправе
наших войск через Вислу он проявил
особую
храбрость и смекалку. Какой подвиг совершил
В.И. Даль? Какую получил
награду? (2 балла)
литературную
деятельность. Как называлась его первая книга? (1 балл)
3. Под каким
псевдонимом печатались последующие книги В.И.Даля?
4. Назовите годы жизни В.И. Даля. (1801 – 1872)
5.Все свободное от учебы в Кадетском корпусе время Даль посвящал ведению
дневника. Что же записывал он в него? (Меткие словечки и смешные случаи)
6.Кто пригласил отца Даля в Россию? (Екатерина Вторая)
7. «Корабли лавировали, да не вылавировали». Это, согласно «Словарю» Даля…
(Чистоговорка)
8.В каком городе и в каком государстве сейчас находится университет, в
котором учился Даль? (Тарту (Дерпт), Эстония)
9.В 1831 году Даль участвовал в походе против поляков и отличился при
переправе через Вислу. Как именно отличился Даль? (Он нашел на берегу склад
бочек, и в голову ему пришла спасительная идея: построить из бочек плавучий
мост и переправиться через реку)
10.Что изначально означает слово «бочка»? (Имеющая бока, округлая)
11.Во время войны с турками при отходе наших войск из города Сливко пропал
верблюд, который вез тетради с записями Даля. Что сделали солдаты, узнав об
этом? (Отбили верблюда у турок и вернули тетради с записями Далю)
12.Власти усмотрели в этой книге насмешки над правителями. Тираж книги был
арестован. Даля арестовали, но сразу же выпустили по ходатайству одного очень
известного литератора и царедворца. Кто ходатайствовал перед царем за Даля?
(Жуковский)
13.За польскую кампанию монарх пожаловал Далю бриллиантовый перстень с
камнем. С каким камнем? (С аметистом)
14.В 1832 году Даль пришел к Пушкину домой. Какой предлог избрал молодой
литератор для знакомства с «солнцем русской поэзии»? (Хотел подарить экземпляр
книги «Русские сказки.Пяток первый»)
Русский человек задним умом крепок.
Битая посуда два века живёт.
Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит.
Дай вору золотую гору, всё равно воровать
не перестане
5. Рефлексия . Закроем на секунду глаза. Какие образы Родины сохранились в вашей
памяти. Я вижу… Я слышу… Я чувствую… - Произнесите слова,
посвящённые Родине. (произносим добрые слова своей Родине.)
6. Итог урока. - Достигли ли мы цели урока?
- Какие открытия совершили на уроке?
- За что можете похвалить себя на уроке?
7. Домашнее задание. Посвятите одну из страничек своей книге,
образу Отечества и запишите слова, которые вы сегодня посвятили нашей Родине.
Комментариев нет:
Отправить комментарий