вторник, 2 ноября 2021 г.

                                                                                         03.11.2021 

                                                                                        Группа 410 

Предмет: Эксплуатация и Т.О С Х машин. 

Тема урока: Неисправности системы смазки. 

Цель урока: изучить данную тему, составить краткий конспект. 

Принцип работы и основные неисправности системы смазки

Перемещение автомобиля происходит за счет работы двух комплексных механизмов: ГРМ и КШМ. Первый — набор поршней и системы перераспределения газовых потоков, а второй — преобразует колебания поршней во вращательное движение, которое передается на колеса. Именно эти отделы мотора и нуждаются в постоянной смазке. Масляная пленка должна постоянно покрывать каждую деталь, чтобы двигатель работал стабильно и выдавал мощность, указанную в техническом паспорте транспортного средства.

Неисправности системы смазки — довольно распространенное явление, что объясняется постоянной нагрузкой в двигателе, а иногда плохим качеством смазывающего материала. К основным проблемам относят: нестабильное давление масла (пониженное или повышенное), подтекание из шлангов, маслопроводов и в местах соединения с измерительными приборами, смешивание охладителя и масла.

Устройство системы смазки двигателя

В устройство системы смазки двигателя традиционно входит несколько компонентов, таких как поддон картера, снабженный пробкой для слива; насос для прокачивания по системе масла со специальным редукционным клапаном; маслоприемник с фильтром; специальный масляный фильтр с системой предохранительных и перепускных клапанов; каналы в головке и блоке цилиндра, а также в коленчатом и распределительном вале; датчик, показывающий давление масла, и, естественно, горловина для залива масла. Некоторые модели двигателей вдобавок ко всему вышеперечисленному имеют масляный радиатор.

Поддон картера – это, по сути, надежный резервуар, в котором хранится масло. Для того чтобы контролировать уровень масла в поддоне, конструкцией предусмотрен щуп, на который нанесены пометки максимально и минимально допустимого уровня масла в поддоне. Через маслоприемник масло поступает к масляному насосу. На пути к насосу масло проходит через специальный сетчатый фильтр, который способен задержать инородные частицы, идущие к насосу с током масла. По конструкции маслоприемник может быть неподвижным или же плавающего типа. В современных легковых автомобилях емкость системы смазки двигателя колеблется от 3,5 до 7,5 литров. В технической документации к автомобилю напротив емкости системы смазывания пишут, как правило, две цифры. Одна показывает емкость собственно системы смазки двигателя, а вот вторая – это емкость с учетом объема масляного фильтра.

Колебания давления в маслопроводе

Для начала надо пояснить, что масло располагается в специальной емкости — картере, который выполнен в виде своеобразного поддона и находится снизу мотора. Оттуда с помощью насосов жидкость подается прямо в поршни, где происходит самая важная работа, когда кольца трутся от стенки цилиндров. Здесь даже далекий от автомобильной отрасли человек может сделать логичный вывод, что слабое давление масла возникает тогда, когда его просто нет в картере, либо подкачивающий насос не выполняет свою функцию. Профессионал скажет другое: поломалась шестеренка насоса или пружина редукционного клапана. В отдельных случаях речь идет о заедании плунжера, когда он застывает в открытом положении. И самая банальная поломка заключается в том, что шланг для подачи масла в основную магистраль просто оборвался. Указанные признаки характерны при полном отсутствии давления.

Неисправности системы смазки двигателя, связанные с пониженным давлением, возникают от других причин. Это случается при неполном картере. При изменении состава масла, в частности, его разжижении от высоких температур или реакции с охлаждающей жидкостью. Непосредственно на понижение давления влияют механически части мотора: износ насоса, шестерен, неправильно отрегулированный клапан, износ главных шатунных подшипников, грязь в маслосборнике или в трубопроводе, плохая герметичность отдельных трубок. Масло разжижается и от попадания топлива. Понять это очень просто. Надо запустить двигатель на 3-4 минуты, а потом изучить места стыков маслопроводов и форсунок, если выделяются капли топлива, то, скорей всего, оно смешалось с рабочей средой.

Основные неисправности системы смазки могут появляться и от повышенного давления рабочей среды. Причины довольно тривиальные. Автовладелец выбирает масло неподходящей марки, у которого повышенная вязкость. Либо рабочая смазывающая среда загустела, потому что машина долгое время стояла под открытым небом, а не в гараже. Но это очень просто устранить, достаточно прогреть двигатель. Более сложные причины, которые вызывают повышенное давление: неправильная регулировка редукционного клапана и его заедание во время работы, засоры маслопроводов.

Причины неисправностей системы смазки двигателя и способы их ремонта весьма разнообразны. Следует иметь в виду, что нормальная работа системы смазки обусловливает долговечность двигателя в целом. Даже кратковременное нарушение бесперебойного снабжения маслом трущихся поверхностей неизбежно приводит к серьезной поломке.

Контроль за давлением масла осуществляется по масляному манометру. Новые автомобили, кроме манометра, имеют еще контрольную лампочку, которая загорается при падении давления в системе ниже допустимого предела.

Повышенное давление масла в системе может быть вызвано высокой вязкостью масла. Несмотря на целый ряд положительных моментов, повышенная вязкость масла оказывает и отрицательное влияние на работу двигателя, ибо увеличиваются механические потери, то есть увеличивается скорость износа деталей, расход топлива и снижается эффективная мощность двигателя.

Таким образом, система смазки должна быть заправлена маслом определенной вязкости, рекомендуемой заводом-изготовителем. В виде исключения для двигателей с повышенной степенью износа подшипников коленчатого вала допускается применение масла более высокой вязкости. Вязкость определяется при помощи полевого шарикового вискозиметра и может находиться в пределах 6—20 cст при температуре 20°.

Пониженное давление масла в двигателе обычно бывает следствием увеличения зазоров в подшипниках коленчатого вала. Установлено, что при этом масло, проходя под давлением через зазоры, образует в картере густой масляный туман, который удаляется системой вентиляции картера. Кроме того, при нормальной эксплуатации двигателя одновременно возрастают зазоры и в цилиндро-поршневой группе. Поэтому понижение давления масла в системе сопровождается, как правило, повышенным расходом его на угар и унос. Отработанные газы приобретают синий оттенок. По этим признакам- легко установить истинную причину понижения давления.

При разжижении масла топливом или водой снижается его вязкость и понижается давление в системе. Топливо попадает в масло при неработающей свече или форсунке, а также вследствие повышенных зазоров в цилиндропоршневой группе.

Если вода просачивается в систему смазки через неплотности прокладки головки блока, необходимо подтянуть гайки крепления головки блока динамометрическим ключом, соблюдая правила подтягивания. При нарушении уплотнения гильз цилиндров заменяют уплотнительные кольца или прокладки. Блоки цилиндров, имеющие трещины, как правило, выбраковываются, а иногда подвергаются ремонту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 15.03.2024 Гр.606 Предмет: Слесарное дело и технические измерения Тема: Приемы нарезания резьбы. Контроль качества Цель: изучить материал д...