14.02.2022
Группа 203
Предмет: Технология термитной сварки
Тема урока :Термитная сварка стыков рельс.
Цель урока : изучить данную тему, составить конспект урока.
Основные методы сварки рельс
Прежде чем приступить к подробному описанию технологического процесса термитной сварки рельсов трамвайного пути, целесообразно рассмотреть специфику данного вида работ и применяемых для его выполнения способов. Характерными особенностями рельсовых трамвайных путей выступают:
- изготовление из очень прочного материала – высокоуглеродистой стали, одним из свойств которой является плохая свариваемость;
- высокие требования к точности геометрических размеров конечного продукта, так как любые отклонения резко увеличивают вероятность аварии;
- большая протяженность путей, результатом которой становится необходимость быстрого перемещения в процессе работы.
Следствием перечисленных особенностей рельсовых трамвайных путей становятся следующие требования к исполнителю работ по их монтажу:
- специализированное профессиональное оборудование;
- качественные комплектующие и расходные материалы;
- жесткая система мер по контролю над качеством сварных швов и работы в целом.
Электроконтактная сварка
Технология широко применяется в различных сферах деятельности для соединения однотипных деталей. Применительно к монтажу рельсовых трамвайных путей принцип действия электроконтактной сварки выглядит следующим образом:
- сначала стыки рельсов сильно нагреваются под воздействием электрической дуги;
- результатом становится расплавление металла;
- затем происходит стыковка отдельных элементов с образованием в месте соединения однородной массы
Производство работ происходит с применением мобильных машинных комплексов, выполняющих сварку в автоматическом режиме и передвигающихся по смонтированному участку пути. На подготовительном этапе рельсы укладываются в непосредственной близости от предполагаемого места размещения.
Основные достоинства технологии электроконтактной сварки трамвайного пути – универсальность, отменная производительность, серьезный уровень автоматизации рабочего процесса. В числе недостатков – высокая стоимость профессионального оборудования и существенные эксплуатационные расходы. В первую очередь, они необходимы для комплектования рельсосварочной станции дорогостоящими контактными головками разного типа в зависимости от требуемого режима сварки.
![]() |
Рис. 1. ПРСМ-6 – популярная модель автоматизированной установки для сварки электроконтактным методом |
Электродуговой метод
Электродуговая сварка бесконтактным способом, наряду с термитной, считается наиболее часто применяемой технологией монтажа трамвайных путей. Рабочий процесс ее практического использования выглядит следующим образом:
- рельсы укладываются в месте расположения трамвайного пути;
- между ними остается небольшой по размерам зазор;
- концы рельсов соединяются между собой при помощи металла электродов, который расплавляется под действием электрической дуги.
Главное достоинство описываемого метода – отсутствие необходимости прилагать серьезные усилия при стыковке рельсов и доступная стоимость выполнения работ. Дополнительные и весьма немаловажные плюсы – возможность использования как стационарных, так и мобильных источников электроснабжения разной мощности.
![]() |
Рис. 2. Сварка рельсового пути электродуговым способом |
Наибольшее распространение получил так называемый ванный способ электродуговой сварки. В соответствии с его технологическим процессом, стык размещается в специальной герметичной емкости - ванне. Между рельсами остается зазор от 14 до 16 мм. Между торцами вертикально сверху помещается электрод. На него подается электрический ток, сила которого составляет около 350 А. В результате металл электрода расплавляется и равномерно распределяется внутри ванны, обеспечивая прочное надежное и долговечное соединение. Основным недостатком технологии выступает сравнительно невысокая производительность, которая объясняется серьезным уровнем трудозатрат.
Газопрессовая сварка
В данном случае применяется совершенно иной принцип соединения стыков рельсов трамвайного пути. Он предполагает сварку отдельных элементов в единую конструкцию при намного более низких температурах, исключающих плавление металла, под воздействием высокого давления. На подготовительном этапе происходит максимально плотное прижатие стыков рельсов друг к другу, которое достигается при помощи специального рельсорезного станка.
Затем место соединения обрабатывается четыреххлористым углеродом или дихлорэтаном, незначительно нагревается с применением комбинированной горелки и сильно сжимается с использованием гидравлического пресса. Воздействие давления с усилием около 10-13 тонн сопровождается разогревом стыка примерно до 1 200 градусов.
Такая технология позволяет получить еще более однородное и прочное соединение рельсов, чем описанные выше способы. Как следствие, чаще всего газопрессовая сварка применяется для монтажа путей, эксплуатация которых предполагаем самые высокие нагрузки, то есть железнодорожных. Основным недостатком метода является высокая стоимость, необходимость в узкоспециализированном дорогостоящем оборудовании и сравнительно низкая производительность.
Термитная (алюмотермитная) сварка
Каждый из перечисленных выше методом сварки рельсового трамвайного пути не лишен каких-либо существенных недостатков. Наиболее сбалансированным и отвечающим современным требованиям к качеству, стоимости и скорости выполнения монтажных работ справедливо считается термитный способ (другие его часто применяемые наименования – алюмотермитный или метод промежуточного литья).
В его основе лежит реакция, происходящая при контакте алюминия и окиси железа, которые входят в состав специального порошка – термита. Результатом реакции становится образование восстановленного железа. Она сопровождается выделением большого количества тепла, что ведет к дальнейшему нагреву металла до температуры примерно 2 000 градусов. После этого он заливается в специальную форму, которая размещается на стыке рельсов и совпадает с ними по форме. Использование в технологическом процессе термита на основе алюминия стало причиной появления названия сварки – термитная или алюмотермитная.
![]() |
Рис. 3. Алюмотермитная сварка рельсового пути |
Технология была разработана достаточно давно – в середине XIX века. Ее постоянное совершенствование в сочетании с разработкой нового более эффективного и производительного оборудования, а также впечатляющим набором достоинств сделали термитную сварку самым востребованным на данный момент способом монтажа и ремонта рельсовых трамвайных путей.
Технологические особенности, сфера применения и преимущества термитной сварки методом промежуточного литья
В настоящее время применяются 4 базовых метода термитной сварки. Каждый из них имеет характерные особенности и собственную область практического использования. В указанную цифру входят следующие способы выполнения сварочных работ:
- соединение встык. Наиболее трудоемкая и сложная для практического применения технология;
- способ промежуточного литья. Обладает комплексом достоинств, подробно описанных ниже;
- комбинированная сварка. Предусматривает совмещение характерных особенностей двух указанных выше методов, комбинируя и их недостатки;
- метод дуплекс. Отличительная особенность данного способа – дополнительная стадия технологического процесса, представляющая собой спрессовку заготовок после заливки сплава восстановленного железа.
![]() |
Рис. 4. Технологическая схема сварки методом промежуточного литья |
Самой популярной и часто применяемой разновидностью термитной сварки заслуженно считается способ промежуточного литья. В большинстве случаев именно он имеется в виду, если речь идет о рассматриваемой технологии. Основными причинами востребованности метода следует считать три фактора:
- сравнительно простой рабочий процесс;
- длинный перечень достоинств, с лихвой компенсирующий небольшое количество недостатков;
- универсальность в сочетании с широкой сферой практического применения;
- наличие четких и детализированных стандартов, регламентирующих выполнение работ.
Для получения объективного и более глубокого представления об особенностях технологии, требуется подробно рассмотреть каждый из перечисленных факторов.
Схема технологического процесса
Традиционный метод термитной сварки рельсового пути способом промежуточного литья включает в себя следующие технологические этапы:
- над стыком двух рельсов устанавливается специальная конструкция в виде емкости;
- внутрь ее помещается специальный порошок - термит, на 23% состоящий на крошки алюминия и на 77% - из оксида железа. Он имеет мелкодисперсную структуру с размерами гранул около 0,5 мм;
- непосредственно на стык монтируется герметичная заливочная форма, конфигурация которой совпадает с профилем рельс;
- металлическая емкость нагревается до 1 000 градусов при помощи разового воздействия специального воспламенителя, запускающего алюмотермитную реакцию;
- она протекает с выделением тепла, результатом чего становится дальнейший нагрев порошка до 2 000 градусов и перемещение получившегося расплава в заливочную форму;
- под воздействием расплава торцы рельсов также сильно нагреваются, оплавляются, в результате чего в месте стыка создается однородная масса по всему сечению рельса;
- постепенное охлаждение сварного шва сопровождается дополнительным уплотнением металла и выдавливанием шлака на поверхность;
- завершающая стадия рабочего процесса – отбивка шлака и шлифовка сварного шва при помощи обычной болгарки или угловой шлифмашинки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий