пятница, 28 октября 2022 г.

  28.10.2022

Группа 406

Предмет: Слесарное дело и технические измерения 

Тема урока: Общие сведения о взаимозаменяемости 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока 

Общие сведения о взаимозаменяемости

На современных машиностроительных заводах серийного и массового производства процессы изготовления деталей и их сборки в отдельные сборочные единицы и машины осуществляются в разных цехах, они независимы один от другого. Кроме того, используются стандартные крепежные детали, подшипники качения, электротехнические, резиновые, пластмассовые изделия, получаемые по кооперации от других предприятий. Несмотря на это, сборка машин и механизмов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям, должна производиться без подгонки (доработки) деталей, что возможно лишь тогда, когда они выполняются взаимозаменяемыми.

Взаимозаменяемыми могут быть детали, сборочные единицы и изделия в целом. В первую очередь, такими должны быть те детали и сборочные единицы, от которых зависят надежность, долговечность и другие эксплуатационные показатели изделий. Это требование, естественно, распространяется и на запасные части.

Таким образом, разработка чертежей и технических условий с указанием требуемой точности размеров и других параметров детали и сборочных единиц изделия в целом, обеспечивающей их высокое качество, является первой составной частью принципа взаимозаменяемости, выполняемой в процессе конструирования изделий.

Рабочий чертеж, в котором указаны точностные требования, является исходным и директивным документом, по которому проектируют и контролируют технологические процессы, а также проверяют точность готовой продукции.

2. Взаимозаменяемость и точность

Представьте себе, что во время работы какой-то машины износилась или сломалась деталь. Что делать? Изготовить ее своими силами? Это потребует много времени, да и не всегда возможно в силу целого ряда причин. Проще взять со склада запасную деталь и заменить ею вышедшую из строя. Конечно, новая деталь должна по своим размерам и форме точно соответствовать заменяемой, иначе пришлось бы потратить много времени на ее подгонку. Такая несложная замена стала возможной в современном массовом производстве машин благодаря применению принципа взаимозаменяемости.

Под взаимозаменяемостью в машиностроении понимают такой принцип конструирования, производства и эксплуатации промышленных изделий, при котором изготовленные в разное время и на разных станках одинаковые детали собирают в сборочную единицу без подгонки, подбора или дополнительной обработки.

Основным условием взаимозаменяемости является изготовление деталей с определенной точностью, в пределах заранее установленных допустимых отклонений от расчетных размеров и формы.

Что же такое точность?

Точность — это степень приближения фактического размера к размеру, указанному на чертеже детали. Чем ближе эти размеры, тем выше достигнутая точность. Но получить высокую точность даже после самой тщательной механической обработки детали не так-то легко, а получить абсолютную, идеальную точность вообще невозможно.

Происходит это по целому ряду причин. Станок, на котором ведется обработка детали, имеет неточности, а они не могут не отразиться на точности изготовления самой детали. Режущий инструмент, изнашиваясь в процессе резания, также вызывает отклонения в размерах обрабатываемой детали. Деталь в процессе обработки несколько деформируется. Происходит ошибка в измерениях из-за неточности самого измерительного инструмента, под влиянием температуры и т. д.

Разумеется, не каждую деталь и даже не все ее части необходимо обрабатывать с одной степенью точности. Требуемая точность обработки той или иной поверхности зависит от назначения детали, ее роли в работе машины и характера соединения ее поверхности с поверхностями других деталей.

Взаимозаменяемость — основа современного массового производства в машиностроении. Благодаря внедрению принципа взаимозаменяемости деталей наша промышленность изготовляет не только целые машины, но и большое количество запасных частей к ним. Это удешевляет и упрощает ремонт и эксплуатацию машин.

При производстве, эксплуатации и ремонте изделий особое зна­чение имеет принцип взаимозаменяемости. Взаимозаменяемостью на­зывается свойство конструкции составной части изделия, обеспечи­вающее возможность ее применения вместо другой без дополнитель­ной обработки, с сохранением заданного качества изделия, в состав которого она входит. Взаимозаменяемые однотипные детали и из­делия (например болты, шпильки, гайки, подшипники качения) мо­гут быть изготовлены и установлены на «свои места» без дополни­тельной обработки или предварительной пригонки. Такая взаимо­заменяемость называется полной.

Основное назначение взаимозаменяемости заключается в обеспе­чении производства изделий необходимого качества с минимальны­ми затратами.

Неполной называется взаимозаменяемость, при которой в про­цессе сборки осуществляется пригонка (подбор деталей, регулиро­вание их взаимного положения, удаление слоя материала и т.д.).

Взаимозаменяемость называется внешней, если возможна замена сборочных единиц. Внутренняя взаимозаменяемость — это взаимоза­меняемость деталей, составляющих отдельные сборочные единицы.

Каждая деталь в различных машинах и механизмах имеет опре­деленное функциональное назначение и геометрические параметры своих элементов. Эти параметры определяют создатели механизмов и машин, исходя из назначения деталей и на основе расчетов раз­личного характера и экспериментальных исследований. Возможные отклонения геометрических параметров деталей от заданных (с точ­ки зрения работоспособности каждой детали) определяет конструк­тор. Естественно, что в соответствии с назначением одни элементы деталей требуется выполнить более точно, чем другие. Степень со­

ответствия действительных геометрических размеров (параметров) детали заданным на чертеже принято называть точностью обработ­ки (качественная оценка). Достичь заданной точности — значит из­готовить и собрать механизм так, чтобы погрешности находились в установленных пределах.

Основные понятия о взаимозаменяемости по геометрическим параметрам обычно рассматривают на примере валов и отверстий и их соединений. Термин вал применяют для обозначения наружных (охватываемых) элементов детали. Термин отверстие — для обо­значения внутренних (охватывающих) элементов детали. Термины вал и отверстие относят не только к цилиндрическим деталям круг­лого сечения, но и к элементам деталей другой формы, например, ограниченным параллельными плоскостями (шпонки, пазы и т.п.).

Две детали, элементы которых входят друг в друга (вал—отвер­стие, шпонка—шпоночный паз), образуют соединение. Такие дета­ли называют сопрягаемыми деталями, а поверхности сопрягаемых элементов — сопрягаемыми поверхностями. Остальные поверхнос­ти детали называют иесопрягаемыми (свободными). Соответствен­но, размеры этих поверхностей — сопряженные в первом случае и свободные — во втором.

В производственных условиях для оценки качества обработан­ной поверхности принято использовать отклонения следующих гео­метрических параметров:

  • отдельного размера;

  • формы;

  • расположения поверхностей;

  • суммарные отклонения формы и расположения;

  • волнистость поверхности;

  • шероховатость поверхности.

На рис. 4.1 на примере вала показаны искажения его размеров и формы после изготовления. Геометрические и обобщенно физико­химические параметры качества обработанной поверхности приве­дены на рис. 4.2. Геометрические параметры качества подробнее рассмотрены ниже.

Параметры качества обработанной поверхности определяют ее эксплуатационные свойства. В зависимости от функционального назначения поверхности это может быть износостойкость, проч­ность, герметичность, устойчивость к коррозии и др.

Отклонение размера'

Базовая ось Базовый цилиндр

Отклонение от соосности ЕРС (отклонение расположения)

Действительный размер

Рис. 4.1. Искажения размеров и формы вала после изготовления

Волнистость

поверхности

Реальная поверхность

Отклонение от цилиндричности EFZ" (отклонение формы)

Номинальный размер -

Прилегающий цилиндр Шероховатость поверхности Номинальный цилиндр

Рис. 4.2. Параметры качества обработанной поверхности

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 15.03.2024 Гр.606 Предмет: Слесарное дело и технические измерения Тема: Приемы нарезания резьбы. Контроль качества Цель: изучить материал д...