28.10.2022
Группа 306
Предмет: Устройство и эксплуатация транспортного средства
Тема урока: Устройство сцепления автомобиля
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока
Сцепление автомобиля зил-431410. Назначение, устройство и работа.
Сцепление автомобиля ЗИЛ-431410 (Рис.4, а ). Оно отличается от ГАЗ-53-12 числом оттяжных рычагов 8 (четыре) и нажимных пружин 4 (шестнадцать). Кроме того, передача крутящего момента от кожуха 5 к нажимному диску 1 осуществляется через четыре пары пружинных пластин 2. Каждая пара пластин одним концом прикреплена к кожуху, а другим — соединена с нажимным диском болтом 17 (рис. 4, б) и специальной втулкой 18, имеющей прямоугольную форму в месте посадки ее в пластину 2. Такая конструкция позволяет нажимному диску при включении и выключении сцепления перемещаться вдоль ведущего вала при жестком соединении его с кожухом.
Сцепление имеет демпфер с восемью пружинами 16, установленными в прямоугольных вырезах ведомого диска 14.
Рис. 4. Однодисковое сцепление автомобиля ЗИЛ-431410:
а--конструкция; б—втулка с пружинной пластиной; 1-—нажимной диск; 2—пружинные пластины; 3— картер сцепления; 4 — нажимная пружина; 5—кожух сцепления; 6—упорный подшипник; 7- вилка выключения сцепления; 8—оттяжной рычаг; 9 —гайка; 10—вилка оттяжного рычага;11 и 12 – оси; 13 — игольчатый подшипник; 14 — ведомый диск; 15— ступица; 16—пружина демпфера; 17—соединительный болт; 18—втулка, соединяющая пластину с нажимным диском.
7.Сцепление автомобиля маз-5335. Назначение, устройство и работа.
Сцепление автомобиля МАЗ-5335 и его модификаций— двухдисковое сухое с периферийным расположением нажимных пружин (24 нажимные пружины с двигателем ЯМЗ-236М и 28 с двигателем ЯМЗ-238М). Механический привод сцепления снабжен пневмоусилителем.
Средний ведущий 22 (рис. 5) и нажимной 20 диски имеют на наружной поверхности четыре равном-гно расположенных по окружности прилива, которые входят в пазы на маховике. Нажимные пружины 18, упираясь одним концом в кожух сцепления, другим через теплоизоляционные шайбы 19 действуют на нажимной диск, зажимая между ним и маховиком средний ведущий и ведомые диски.
При выключенном сцеплении между маховиком, ведомым, средним ведущим и нажимными дисками создаются необходимые зазоры, обеспечиваемые цилиндрической пружиной 3. По мере изнашивания накладок необходимые зазоры обеспечиваются механизмом автоматического регулирования перемещения среднего диска. Этот механизм состоит из штоков 4. закрепленных в четырех приливах среднего ведущего диска, разрезных колец 5 и упорных пластин 6, которые вместе с кожухом сцепления крепятся болтами к маховику.
При изнашивании фрикционных накладок средний ведущий диск под действием нажимных пружин перемещается к маховику, компенсируя износ накладок. При этом кольца 5, упираясь в кожух сцепления, перемещаются по штокам 4, в результате чего сохраняется зазор между кольцами 5 и упорными пластинами 6.
В вилках 8 шарнирно подвешены оттяжные рычаги 7, в свою очередь шарнирно соединенные с ушками нажимного диска. Все четыре оттяжных рычага 7 имеют пружины, фиксирующие их положение.
Муфта 11 выключения сцепления с упорным шарикоподшипником установлена на втулке с помощью фланца, прикрепленного к картеру коробки передач. Против муфты на внутренних концах оттяжных рычагов стопорными пружинами закреплено упорное кольцо 14.
Муфта 11 охвачена вилкой 13 выключения сцепления, посаженной на валике 15, установленном в стенках картера сцепления. К левому лонжерону рамы автомобиля прикреплен кронштейн 9 (рис. 6), в котором расположен валик 10 с закрепленным на нем рычагом 11. Этот рычаг соединен тягой 12 с рычагом 14, насаженным на левом наружном конце валика вилки выключения сцепления. Подвесная педаль 1 рычагом 3 соединена через вертикальную тягу 4 с двуплечим рычагом 5, а промежуточной тягой 6 — с верхним концом рычага 8, соединенным с валиком 10. Валик 2 педали 1 сцепления установлен в кронштейне на передней стенке кабины.
Рис. 6. Сцепление автомобиля МАЗ-5335
1 — картер маховика; 2—маховик; 3—отжимная пружина; 4—шток; 5—разрезное кольцо; 6—упорная пластина; 7—оттяжной рычаг; 8— вилка оттяжного рычага; 9—регулировочная гайка; 10 — стопорная пластина; 11 — муфта выключения сцепления с подшипником; 12—шланг подачи смазочного материала к муфте выключения сцепления; 13--вилка выключения сцепления; 14— упорное кольцо оттяжных рычагов; 15—валик вилки выключения сцепления; 16 -рычаг; 17--кожух сцепления; 18—нажимная пружина; 19— теплоизоляционная шайба; 20—нажимной диск; 21—задний ведомый диск; 22—средний ведущий диск; 23—передний ведомый диск.
Комментариев нет:
Отправить комментарий