пятница, 25 ноября 2022 г.

 25.11.2022

Группа 306

Предмет: Устройство и эксплуатация транспортного средства 

Тема урока: Устройство колёс и шин 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока 

Устройство колес и шин.

Устройство шины

Рис." Конструктивные элементы и основные размеры шин": 1 – каркас;2 – брекер; 3 – протектор; 4 – боковина; 5 – борт; 6 – бортовое кольцо; 7 – наполнительный шнур.

D – наружный диаметр; H – высота профиля шины; B – ширина профиля шины; d – посадочный диаметр обода колеса (шины)

В каждой шине можно выделить следующие основные элементы.

Каркас (1) - главный силовой элемент шины (покрышки), который придает ей прочность и гибкость. Представляет собой один или несколько слоев обрезиненного корда.

Брекер (2) - подушечный слой (пояс), представляющий собой резинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности покрышки между каркасом и протектором. Брекер состоит из двух и более слоев обрезиненного корда и является довольно «ответственным» элементом радиальной шины, серьезно влияющим на многие эксплуатационные качества шины.

Протектор (3) - «беговая» часть шины (покрышки), непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый слой специальной износостойкой резины, состоящий из сплошной полосы (закрывающей брекер) и наружной рельефной части, которая собственно и называется протектором. Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях.

Боковина (4) - тонкий эластичный слой резины толщиной 1,5- 3,0 мм на боковых стенках каркаса. Защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги и служит для нанесения наружной маркировки шины.

Борт (5) - жесткая посадочная часть покрышки, необходимая для фиксации шины на ободе колеса. Состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца (6), и твердого наполнительного резинового шнура (7). Борта придают шине нерастягивающуюся конструкцию и необходимую структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха.

Наружный диаметр шины D – диаметр окружности накачанной пневматической шины в сечении центральной (продольной) плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта шины с опорной поверхностью.

Посадочный диаметр шины d – диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью.

Высота профиля шины Н – половина разницы между наружным диаметром и посадочным диаметром шины.

Ширина профиля шины В – линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины, исключая выступы, образованные надписями, обозначениями маркировки, декоративными украшениями, швами, защитными поясками и т.д.

Отношение высоты профиля к ширине профиля (отношение Н/В, выраженное в %) характеризует серию шин по профилю поперечного сечения.

Маркировка шин

Диагональные и радиальные шины различаются не только устройством, но и маркировкой.

Например, диагональная шина имеет обозначение 6,15-13/155-13, где:

6,15 - условная ширина профиля шины (В) в дюймах;

13 - посадочный диаметр (d) шины (и колеса) в дюймах;

155 - условная ширина профиля шины в мм.

Дробь перед числом 155 разделяет дюймовое обозначение шины от миллиметрового. Вместо числа 13 во втором случае может быть и миллиметровое обозначение посадочного диаметра (330).

Радиальная шина имеет единое смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например, маркировка 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless означает:

165 - условная ширина профиля шины (В) в мм;

70 - отношение высоты профиля шины (Н) к ее ширине (В), %;

"R" - обозначение радиальной шины;

13 - посадочный диаметр в дюймах;

78 - условный индекс грузоподъемности шины (см. табл. 3);

S - скоростной индекс шины (максимально допустимая скорость движения автомобиля) в км/ч;

"Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом;

"Tubeless" или "TL" - бескамерное исполнение шины.

Следует иметь в виду, что ширина профиля (В) связана с шириной обода колеса (б) соотношением 6=0,70... 0,75 В, т.е. чем шире шина, тем требуется и более широкое колесо. Например, в случае В=165 мм необходимая ширина обода "б" составляет 115- 124 мм или 4,52-4,90 дюйма. Требуемый типоразмер колеса - 41/2 или 5 дюймов . Слишком узкое колесо (например, в 4 дюйма ) ухудшает устойчивость (управляемость) автомобиля, а слишком широкое колесо (например, в 5 1/2 дюйма) ухудшает эластичность шины и отрицательно влияет на ее долговечность.

Соотношение Н/В оказывает значительное влияние на эксплуатационные качества шины. Например, широкопрофильные или сверхнизкопрофильные шины (Н/В=0,60 и менее) улучшают сцепление с дорогой, характеристики управляемости автомобиля и выполнены более жесткими, чем обычные шины с Н/В=0,80...0,82. Современные радиальные шины имеют соотношение Н/В в пределах 0,82...0,30, причем в случае Н/В=0,82 это число не входит в обозначение шины (например, 165R13). Начиная с Н/В=0,80 и ниже (через каждые 0,05) индекс «80», «75», «70» и так до «30» уже входит в обозначение шины.

Для повседневной езды по отечественным дорогам целесообразно ограничиться соотношением Н/В не ниже 0,65. Современные скоростные сверхнизкопрофильные шины с Н/В=0,30...0,60 пригодны только для движения по гладким шоссейным дорогам с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране (за исключением отдельных участков ряда магистралей) слишком мало.

Перед буквенным обозначением скоростного индекса ставиться цифровой индекс допустимой нагрузки или индекс грузоподъемности. Это условный параметр и его реальное значение определяется из соответствующей таблицы. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях.

Кроме стандартных обозначений, на боковину покрышки наносят и дополнительную информацию.

Рис.1 Конструкция колеса:

1 – обод; 2 – диск; D – посадочный диаметр обода;А – ширина обода; В – ширина закраины обода; Р – ширина посадочной полки обода; Н – глубина монтажного ручья;L – вылет обода (ET); d – диаметр крепежного отверстия; d1 – диаметр расположения крепежных отверстий; d2 – диаметр центрального отверстия диска (PCD); t – толщина диска

В зависимости от расположения обода относи.тельно диска колеса могут быть:

а) с положительным вылетом L обода (Рис.2а) - колесо изготовлено таким образом, что продольная плоскость симметрии А обода смещена относительно привалочной плоскости диска к ступице автомобиля, т.е. в сторону продольной оси автомобиля;

б) с нулевым вылетом L обода (Рис.2б), когда колесо собрано таким образом, что привалочная плоскость диска совпадает с продольной плоскостью сим.метрии обода;

в) с отрицательным вылетом L обода (Рис.2в) - колесо изготовлено так, что продольная плоскость симметрии обода смещена относительно привалочной плоскости диска в сторону от продольной оси автомобиля.

а)  б)  в) 

Рис. 2. Конструктивные схемы колес:

Неисправности.

Признак

Причина

Способ устранения

Биение колеса

1.1 Неравномерный износ протектора по окружности

Отбалансировать колесо, при необходимости заменить

1.2Смещение балансировочных грузиков и шины при монтаже

Отбалансировать колесо

1.3 деформация обода

По возможности выправить обод или заменить новым; отбалансировать колесо

1.4Повреждение шины

Заменить шину и отбалансировать колесо

1.5Недопустимый зазор в подшипниках ступицы колеса

Отрегулировать зазор

Повреждение шины

2.1Излом на борту шины из-за деформации обода

Отремонтировать или заменить обод новым; при сильном повреждении шину заменить

2.2Обрыв нитей корда каркаса по краям протектора из-за перегрузки автомобиля

Не перегружать автомобиль, шину заменить

2.3Разрыв покрышки при ударе вследствие завышенного давления в шине

Заменить шину новой, установить нормальное давление

2.4Повреждение боковин, причиняемое цепями противоскольжения, непригодными для данных шин

Пользоваться цепями соответствующего типа

2.5Езда по нормальной дороге с цепями противоскольжения

Пользоваться цепями только в необходимых случаях

Визг шин на виражах

3.1Ненормальное давление в шинах

Довести давление до нормы

3.2Неправильная установка углов передних колес

Отрегулировать углы

3.3Поворотный кулак или рычаги подвески деформированы

Заменить деформированный поворотный кулак и рычаги подвески

Повышенный износ протектора

4.1Езда на высокой скорости по неровным дорогам

Выбирать скорость в зависимости от состояния дороги

4.2Слишком резкие разгоны автомобиля с пробуксовкой колес

Избегать резких разгонов

4.3Частое пользование тормозами с блокировкой колес

Научиться умело пользоваться тормозами

4.4Нарушены углы установки колес

Отрегулировать углы

4.5Повышенный зазор в подшипниках ступиц колес

Отрегулировать зазор

4.6Перегрузка автомобиля

Не превышать допустимых нагрузок, указанных в инструкции по эксплуатации

Не выполнялась рекомендуемая перестановка колес

Переставлять колеса по общепринятой схеме

Неравномерный износ протектора

Повышенная скорость на поворотах

Снижать скорость

Увод на поворотах, происходящий от неисправности подвесок

Отремонтировать подвески

Дисбаланс колес

Отбалансировать колеса

Неравномерное торможение колес

Отрегулировать тормозную систему

Не работают амортизаторы

Отремонтировать амортизаторы или заменить их

Нарушен угол развала колес (износ только с одной стороны протектора)

Отрегулировать угол развала колес

Пониженное давление воздуха в шинах (большой износ по краям протектора)

Установить нормальное давление

Повышенное давление воздуха в шинах (большой износ в средней зоне протектора)

Установить нормальное давление

Занижено схождение передних колес (изнашивается внутренний край протектора)

Отрегулировать схождение колес

Увеличено схождение передних колес (износ наружного края протектора)

Отрегулировать схождение колес

Нарушена регулировка рулевого управления, что вызывает неодинаковое схождение правого и левого колес (износ на внутреннем крае протектора одного колеса и на наружном - другого)

Отрегулировать углы установки колес и схождение. Проверить, не деформированы ли детали рулевого управления и подвески

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 15.03.2024 Гр.606 Предмет: Слесарное дело и технические измерения Тема: Приемы нарезания резьбы. Контроль качества Цель: изучить материал д...