25.11.2022
Группа 306
Предмет: Устройство и эксплуатация транспортного средства
Тема урока: Устройство колёс и шин
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока
Устройство колес и шин.
Устройство шины
Рис." Конструктивные элементы и основные размеры шин": 1 – каркас;2 – брекер; 3 – протектор; 4 – боковина; 5 – борт; 6 – бортовое кольцо; 7 – наполнительный шнур.
D – наружный диаметр; H – высота профиля шины; B – ширина профиля шины; d – посадочный диаметр обода колеса (шины)
В каждой шине можно выделить следующие основные элементы.
Каркас (1) - главный силовой элемент шины (покрышки), который придает ей прочность и гибкость. Представляет собой один или несколько слоев обрезиненного корда.
Брекер (2) - подушечный слой (пояс), представляющий собой резинотканевую или металлокордную прослойку по всей окружности покрышки между каркасом и протектором. Брекер состоит из двух и более слоев обрезиненного корда и является довольно «ответственным» элементом радиальной шины, серьезно влияющим на многие эксплуатационные качества шины.
Протектор (3) - «беговая» часть шины (покрышки), непосредственно контактирующая с дорогой. Представляет собой толстый слой специальной износостойкой резины, состоящий из сплошной полосы (закрывающей брекер) и наружной рельефной части, которая собственно и называется протектором. Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях.
Боковина (4) - тонкий эластичный слой резины толщиной 1,5- 3,0 мм на боковых стенках каркаса. Защищает каркас от механических повреждений, проникновения влаги и служит для нанесения наружной маркировки шины.
Борт (5) - жесткая посадочная часть покрышки, необходимая для фиксации шины на ободе колеса. Состоит из слоя корда, завернутого вокруг проволочного кольца (6), и твердого наполнительного резинового шнура (7). Борта придают шине нерастягивающуюся конструкцию и необходимую структурную жесткость при номинальном внутреннем давлении воздуха.
Наружный диаметр шины D – диаметр окружности накачанной пневматической шины в сечении центральной (продольной) плоскостью вращения колеса при отсутствии контакта шины с опорной поверхностью.
Посадочный диаметр шины d – диаметр окружности, являющейся линией пересечения поверхности основания борта шины с его наружной поверхностью.
Высота профиля шины Н – половина разницы между наружным диаметром и посадочным диаметром шины.
Ширина профиля шины В – линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины, исключая выступы, образованные надписями, обозначениями маркировки, декоративными украшениями, швами, защитными поясками и т.д.
Отношение высоты профиля к ширине профиля (отношение Н/В, выраженное в %) характеризует серию шин по профилю поперечного сечения.
Маркировка шин
Диагональные и радиальные шины различаются не только устройством, но и маркировкой.
Например, диагональная шина имеет обозначение 6,15-13/155-13, где:
6,15 - условная ширина профиля шины (В) в дюймах;
13 - посадочный диаметр (d) шины (и колеса) в дюймах;
155 - условная ширина профиля шины в мм.
Дробь перед числом 155 разделяет дюймовое обозначение шины от миллиметрового. Вместо числа 13 во втором случае может быть и миллиметровое обозначение посадочного диаметра (330).
Радиальная шина имеет единое смешанное миллиметрово-дюймовое обозначение. Например, маркировка 165/70R13 78S Steel Radial Tubeless означает:
165 - условная ширина профиля шины (В) в мм;
70 - отношение высоты профиля шины (Н) к ее ширине (В), %;
"R" - обозначение радиальной шины;
13 - посадочный диаметр в дюймах;
78 - условный индекс грузоподъемности шины (см. табл. 3);
S - скоростной индекс шины (максимально допустимая скорость движения автомобиля) в км/ч;
"Steel Radial" - радиальная шина с металлическим кордом;
"Tubeless" или "TL" - бескамерное исполнение шины.
Следует иметь в виду, что ширина профиля (В) связана с шириной обода колеса (б) соотношением 6=0,70... 0,75 В, т.е. чем шире шина, тем требуется и более широкое колесо. Например, в случае В=165 мм необходимая ширина обода "б" составляет 115- 124 мм или 4,52-4,90 дюйма. Требуемый типоразмер колеса - 41/2 или 5 дюймов . Слишком узкое колесо (например, в 4 дюйма ) ухудшает устойчивость (управляемость) автомобиля, а слишком широкое колесо (например, в 5 1/2 дюйма) ухудшает эластичность шины и отрицательно влияет на ее долговечность.
Соотношение Н/В оказывает значительное влияние на эксплуатационные качества шины. Например, широкопрофильные или сверхнизкопрофильные шины (Н/В=0,60 и менее) улучшают сцепление с дорогой, характеристики управляемости автомобиля и выполнены более жесткими, чем обычные шины с Н/В=0,80...0,82. Современные радиальные шины имеют соотношение Н/В в пределах 0,82...0,30, причем в случае Н/В=0,82 это число не входит в обозначение шины (например, 165R13). Начиная с Н/В=0,80 и ниже (через каждые 0,05) индекс «80», «75», «70» и так до «30» уже входит в обозначение шины.
Для повседневной езды по отечественным дорогам целесообразно ограничиться соотношением Н/В не ниже 0,65. Современные скоростные сверхнизкопрофильные шины с Н/В=0,30...0,60 пригодны только для движения по гладким шоссейным дорогам с хорошим качеством покрытия, которых в нашей стране (за исключением отдельных участков ряда магистралей) слишком мало.
Перед буквенным обозначением скоростного индекса ставиться цифровой индекс допустимой нагрузки или индекс грузоподъемности. Это условный параметр и его реальное значение определяется из соответствующей таблицы. Некоторые модели предусматривают разную нагрузку на шины, установленные на передних и задних осях.
Кроме стандартных обозначений, на боковину покрышки наносят и дополнительную информацию.
Рис.1 Конструкция колеса:
1 – обод; 2 – диск; D – посадочный диаметр обода;А – ширина обода; В – ширина закраины обода; Р – ширина посадочной полки обода; Н – глубина монтажного ручья;L – вылет обода (ET); d – диаметр крепежного отверстия; d1 – диаметр расположения крепежных отверстий; d2 – диаметр центрального отверстия диска (PCD); t – толщина диска
В зависимости от расположения обода относи.тельно диска колеса могут быть:
а) с положительным вылетом L обода (Рис.2а) - колесо изготовлено таким образом, что продольная плоскость симметрии А обода смещена относительно привалочной плоскости диска к ступице автомобиля, т.е. в сторону продольной оси автомобиля;
б) с нулевым вылетом L обода (Рис.2б), когда колесо собрано таким образом, что привалочная плоскость диска совпадает с продольной плоскостью сим.метрии обода;
в) с отрицательным вылетом L обода (Рис.2в) - колесо изготовлено так, что продольная плоскость симметрии обода смещена относительно привалочной плоскости диска в сторону от продольной оси автомобиля.
а) б) в)
Рис. 2. Конструктивные схемы колес:
Неисправности.
Признак | Причина | Способ устранения |
Биение колеса | 1.1 Неравномерный износ протектора по окружности | Отбалансировать колесо, при необходимости заменить |
1.2Смещение балансировочных грузиков и шины при монтаже | Отбалансировать колесо | |
1.3 деформация обода | По возможности выправить обод или заменить новым; отбалансировать колесо | |
1.4Повреждение шины | Заменить шину и отбалансировать колесо | |
1.5Недопустимый зазор в подшипниках ступицы колеса | Отрегулировать зазор | |
Повреждение шины | 2.1Излом на борту шины из-за деформации обода | Отремонтировать или заменить обод новым; при сильном повреждении шину заменить |
2.2Обрыв нитей корда каркаса по краям протектора из-за перегрузки автомобиля | Не перегружать автомобиль, шину заменить | |
2.3Разрыв покрышки при ударе вследствие завышенного давления в шине | Заменить шину новой, установить нормальное давление | |
2.4Повреждение боковин, причиняемое цепями противоскольжения, непригодными для данных шин | Пользоваться цепями соответствующего типа | |
2.5Езда по нормальной дороге с цепями противоскольжения | Пользоваться цепями только в необходимых случаях | |
Визг шин на виражах | 3.1Ненормальное давление в шинах | Довести давление до нормы |
3.2Неправильная установка углов передних колес | Отрегулировать углы | |
3.3Поворотный кулак или рычаги подвески деформированы | Заменить деформированный поворотный кулак и рычаги подвески | |
Повышенный износ протектора | 4.1Езда на высокой скорости по неровным дорогам | Выбирать скорость в зависимости от состояния дороги |
4.2Слишком резкие разгоны автомобиля с пробуксовкой колес | Избегать резких разгонов | |
4.3Частое пользование тормозами с блокировкой колес | Научиться умело пользоваться тормозами | |
4.4Нарушены углы установки колес | Отрегулировать углы | |
4.5Повышенный зазор в подшипниках ступиц колес | Отрегулировать зазор | |
4.6Перегрузка автомобиля | Не превышать допустимых нагрузок, указанных в инструкции по эксплуатации | |
Не выполнялась рекомендуемая перестановка колес | Переставлять колеса по общепринятой схеме | |
Неравномерный износ протектора | Повышенная скорость на поворотах | Снижать скорость |
Увод на поворотах, происходящий от неисправности подвесок | Отремонтировать подвески | |
Дисбаланс колес | Отбалансировать колеса | |
Неравномерное торможение колес | Отрегулировать тормозную систему | |
Не работают амортизаторы | Отремонтировать амортизаторы или заменить их | |
Нарушен угол развала колес (износ только с одной стороны протектора) | Отрегулировать угол развала колес | |
Пониженное давление воздуха в шинах (большой износ по краям протектора) | Установить нормальное давление | |
Повышенное давление воздуха в шинах (большой износ в средней зоне протектора) | Установить нормальное давление | |
Занижено схождение передних колес (изнашивается внутренний край протектора) | Отрегулировать схождение колес | |
Увеличено схождение передних колес (износ наружного края протектора) | Отрегулировать схождение колес | |
Нарушена регулировка рулевого управления, что вызывает неодинаковое схождение правого и левого колес (износ на внутреннем крае протектора одного колеса и на наружном - другого) | Отрегулировать углы установки колес и схождение. Проверить, не деформированы ли детали рулевого управления и подвески |
Комментариев нет:
Отправить комментарий