воскресенье, 19 февраля 2023 г.

 20.02.2023

 Разговоры о важном 

Группа 510

«ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

Цель: сформировать у обучающихся понимание роли Вооруженных сил Российской Федерации в обеспечении безопасности государства и его граждан на протяжении всей истории страны, воспитать благодарность к тем, кто защищает право народов России жить согласно историческим традициям и многовековым духовно-нравственным ценностям.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеороликов, презентационных материалов, включает анализ текстовой и визуальной информации.

Комплект материалов:

-      сценарий,

-      методические рекомендации

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Актуализация имеющихся у обучающихся знаний об истории Дня защитника Отечества, о роли армии в защите страны, о ее миротворческой миссии.

Часть 2. Основная

Раскрытие основной темы занятия по основным направлениям: исторические победы; преемственность поколений защитников Отечества; освободительная миротворческая миссия; высокотехнологичное вооружение и современные военные профессии.

Часть 3. Заключение

Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

 

Педагог. Сегодня мы с вами говорим о защитниках Отечества, о российской армии, о поколениях тех, кто защищал нашу Родину. 23 февраля  это День воинской славы в Российской Федерации, День защитника Отечества. Еще его называют День Армии.

Мы поздравляем с этим праздником наших сограждан, которые защищают нашу Родину сейчас, и обязательно вспомним героев, которые защищали Отечество на протяжении его многовековой истории.


Россия  страна с самой большой в мире территорией.

Государственная граница нашей страны в полтора раза превышает длину экватора. Мы владеем многими природными ресурсами, о которых мечтают другие государства.

Мы бережём свою страну, потому её рубежи защищает Российская армия и флот. Они надежная опора нашего государства.

Защитники Отечества не зря имеют заслуженный авторитет в обществе. Мы благодарны им за мужество, стойкость и верность Родине. И никогда не должны забывать о том, что именно русский солдат – воин- освободитель, который столетие за столетием вызволяет человечество из рук диктаторов и агрессоров, претендующих на мировое господство.

Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных, а воинская служба считалась долгом и делом чести для настоящих мужчин. Ничего не изменилось и по сей день.

Потому 23 февраля, в День защитника Отечества, мы чествуем всех, кто ежедневно отдаёт долг Родине, кто считает защиту своей страны – делом чести и жизни.

Это день единства всех поколений вооружённых защитников Родины против тех, кто посягает на её суверенитет и территориальную целостность. Это праздник тех, кто верен долгу и воинской присяге.

 

Педагог. Сегодня мы обсуждаем то, что стоит за подвигами, праздниками и буднями защитников Отечества. Это их отношение к воинскому долгу, понимание ответственности за судьбу своей страны. Самое ценное, что человек носит в сердце  чувство любви к Родине, к своему народу и многое


другое. То, что называется культурными и духовно-нравственными ценностями. Постараемся понять, какие ценности характеризуют русского воина, изменялись ли они со временем.

Часть 2. Основная.

 

Педагог. В просмотренном нами видеоролике говорилось о том, что за века ничего не изменилось в воинской службе. В первую очередь, это охрана земли русской. Вы можете назвать имена тех, кто остался в летописях и народной памяти как защитник страны?

Ответы обучающихся.

Педагог. Верно, среди них и русские князья  Александр Невский, Дмитрий Донской, Дмитрий Пожарский, иноки Пересвет и Ослябя, простые люди  Кузьма Минин, Иван Сусанин, фельдмаршал М. И. Кутузов и А.В.Суворов, генералы П. И. Багратион и Н. Н. Раевский, адмиралы П.С.Нахимов и Ф.Ф.Ушаков, крестьяне Герасим Курин и Василиса Кожина – предводители партизанских отрядов, герои Великой Отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, герои СВО.

Педагог. Имена героев нашей истории отражены в государственных наградах, во время Великой Отечественной войны были учреждены ордена Кутузова, Суворова, Нахимова, Ушакова, восстановлен орден Александра Невского. Это очень почетные воинские награды и дань уважения знаменитым полководцам русской армии.

Методический комментарий. При обсуждении данного блока можно дополнительно использовать видеофрагмент «Великие полководцы» и интерактивное задание «Почетные воинские награды» - см. дополнительные материалы.

Педагог.

Наверняка вы слышали крылатую фразу великого русского князя Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». Эта фраза отражает сущность нашей страны и нашей армии. Предлагаю посмотреть видео и обсудить, в чем заключается особенность военной доктрины России.



Русский солдат по праву считается воином-освободителем. Он спас человечество от армии Наполеона в XIX веке и от германского нацизма  в XX веке. И продолжает спасать по сей день.


Россия до сих пор использует свои вооружённые силы, чтобы устанавливать мир, в том числе – и в дружественных странах, когда они просят помощи. Наша военная доктрина носит оборонительный характер, что означает, что российская армия вступает в военный конфликт только в том случае, если стране, её гражданам и её союзникам грозит опасность со стороны агрессоров и враждебных стран.

Российская армия не раз доказывала миру, что защищает слабых и угнетенных.

В отличие от действий других армий, например:

-  военная поддержка работорговли в Европе и США вплоть до середины XIX века, которая привела к гибели миллионов африканцев.

-  геноцид индейцев северной Америки, который был начат европейскими колонизаторами. Миллионы коренных жителей были безжалостно уничтожены, остатки племен были загнаны в резервации.

-   Хиросима и Нагасаки – города Японии, на которые сбросили атомные бомбы американские пилоты в ходе Второй мировой войны. Погибло до 200 тысяч мирных жителей.

-   Напалм во Вьетнаме. Колоссальные жертвы среди мирного населения (до 180 тыс. чел.), экологическая катастрофа в масштабах страны из-за применения химического оружия армией США.

В противовес этому – миротворческие операции российской армии в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Казахстане. Разгром террористов в Сирии. Защита соотечественников и освобождение Донбасса в ходе специальной военной операции.

 

Вопросы для обсуждения с обучающимися1:

-      Как фраза А. Невского «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» отражает особенность русской армии?

-      Военная доктрина нашей страны носит оборонительный характер, в чем он выражается? Приведите, пожалуйста, исторические и современные примеры.

-      Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН и несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. Всего в Совете Безопасности пять государств, которым по Уставу ООН предоставляется постоянное место: Россия, Китай, Франция,


1 Педагог из перечня вопросов может выбрать те, что в большей степени соответствуют уровню подготовки обучающихся


Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Как вы думаете, одинаково ли у всех пяти стран понимание безопасности, одинакова ли военная доктрина? Политика всех стран направлена на поддержание мира?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Педагог (подводя итоги обсуждения) акцентирует внимание обучающихся на том, что Россия  это страна, которая использует свои вооруженные силы исключительно для поддержания всеобщего мира  это исторически сложившаяся военная политика, мирной традиции которой наша страна следует и сейчас.

 

Продолжение обсуждения:

-      Как вы считаете, достаточно ли мощной и современной армии для спокойствия и безопасности страны?

-      У Гитлера и Наполеона тоже были мощнейшие армии, но они не смогли победить русскую армию. Как выдумаете, почему?

-      Какие качества отличают русского солдата? Какие ценности, разделяемые нашими военными, делают русскую армию великой и непобедимой?

 

Педагог (подводя итоги обсуждения) акцентирует внимание обучающихся на том, что русская армия испокон веков была школой патриотической верности, русской чести и стойкости.

Особенности солдата русской армии: его любовь к Отчизне, боевой дух, патриотизм, целеустремленность, стойкость, сплоченность, солидарность, несгибаемая сила воли, традиционные общечеловеческие ценности. Ибо без этих ценностей – солдат становится наемником, а наемники не побеждают в войнах, в войнах между добром и злом.

 

Педагог. В непростые годы защитниками Отечества становились люди разных возрастов, разных национальностей. Мы только что обсудили, в чем и как проявляется преемственность поколений. Но люди разные, и, как мы знаем, у разных народов есть свои традиции и обычаи. Получалось ли у представителей разных национальностей находить общий язык в бою против поляков в 1612 году, или против французов в 1812 году, или на фронтах Великой Отечественной войны в 1941–1945? 


Герои, какой бы национальности, веры или возраста они ни были, всегда остаются героями для своей Родины. И наши герои  во все времена  совершали невероятные подвиги.

В 1612 году  плечом к плечу защищали свою государственность в борьбе с польско-литовской интервенцией.

В 1812 году  вместе отражали нашествие Наполеона.

В 1941–1945 годах  спасали мир от фашизма, сражались за нашу общую Родину, за жизнь и свободу всего человечества.

Всегда русские воины вставали на защиту своей Родины, считая это своим важнейшим долгом.

…16 ноября 1941 года под Москвой, в районе Волоколамска, шли ожесточённые бои. Здесь держала оборону 316-я стрелковая дивизия генерала Ивана Панфилова, созданная из добровольцев разных национальностей. Когда в атаку пошли немецкие танки, поддержанные пехотой, выход был один  защищать столицу ценой собственной жизни.

В течение четырёх часов советские бойцы героически сражались в неравном бою с немцами и сумели уничтожить 24 танка противника.

…А в 1943 году мужество и героизм проявили наши солдаты при форсировании Днепра.

За это они удостоены звания Героя Советского Союза:

-    узбек, пулемётчик 4-й стрелковой роты 1031-го стрелкового полка, рядовой Садык Алиназаров;

-  казах, помощник наводчика противотанкового ружья 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, гвардии рядовой Жумагали Калдыкараев;

-      татарин, разведчик 325-й отдельной разведки 246-й стрелковой дивизии сержант Анвар Калиев;

-     осетин, стрелок 5-й роты 182 стрелкового полка 62 стрелковой дивизии, гвардии рядовой Игорь Машков;

-     башкир, командир орудия 75-го артиллерийского полка, младший сержант Газиз Мургазалимов;

-  еврей, командир отделения 163-й стрелковой дивизии, сержант Моисей Хохлов;

-  мордвин, радист роты связи 43-го стрелкового полка 106-й стрелковой дивизии, старший сержант Андрей Щукин.

Герои Отечества  кто бы вы ни были, мы помним всех…


Вопросы для обсуждения с обучающимися2:

-      Что   помогает   воинам-защитникам,   говорящим   на   разных         языках, воспитанным в разных традициях, понимать друг друга?

-      Какие общие ценности они разделяют? Что понимают одинаково?

Ответы обучающихся, обмен мнениями. Педагог при необходимости дополняет ответы обучающихся.

После просмотра видеоролика и обсуждения педагог подводит обучающихся к выводу о том, какие ценности отличают воинов нашей страны всех национальностей: единство народов России; служба в армии – служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Национальности разные, а понимание долга  одинаково. Единство в понимании добра и зла, справедливости и неправды, которое на протяжении столетий формировали традиционные российские духовно-нравственные ценности.

 

Педагог. В истории было много примеров, когда с оружием в руках на защиту Отечества становились люди из самых разных слоев общества и сфер деятельности. Воинами-защитниками были некоторые знаменитые русские поэты и писатели.

Огромный вклад в дело защиты Отечества внесли наши ученые и инженеры. Выдающийся физик, создатель атомной отрасли Игорь Курчатов работал в окруженном фашистами Севастополе, где испытывал изобретенные им устройства по размагничиванию мин. Эти устройства защитили наши корабли. Советский инженер-конструктор Михаил Кошкин создал легендарный танк Т-34. Труженики тыла  простые советские граждане, в годы Великой Отечественной войны круглосуточно работали на оружейных заводах под девизом  «Всё для фронта! Всё для Победы!». На занятии, посвященном блокадному Ленинграду, мы вспоминали о том, как голодные жители города отправляли на фронт хороший, высококачественный хлеб для бойцов, при этом голодали сами.

Уже после Победы конструктор Михаил Калашников создал автомат АК- 47, который стал самым распространенным стрелковым оружием в мире (выпущено 100 млн единиц).

Посмотрим видеоролик и обсудим, какой вклад вносили ученые и изобретатели в оборону страны.



Вадим Мацкевич  человек, остановивший Третью мировую войну.

Мацкевич родился в 1920 году в Новочеркасске. И начал изобретать с раннего детства, а в шестнадцать – создал первого советского робота, которого экспонировали на Всемирной Парижской выставке.

В военные годы служил лётчиком-испытателем, но изобретения не бросил.

В 1950 году началась война в Корее, которая фактически превратилась в противостояние между СССР и КНР, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой.

И Мацкевич, узнав об огромных потерях советской авиации, решил придумать уникальное устройство. Дело в том, что американские истребители использовали в то время радары, которые видели советских пилотов уже за 2,5 километра. Тогда как наши лётчики могли увидеть противника лишь за 150 метров.

Гениальный инженер разработал станцию предупреждения «Сирена», которая обнаруживала американский самолёт с включённым радаром за 10 км. Маленькая «коробочка» весом в 2,5 кг могла предотвратить Третью мировую войну.

«Сирена» попала на фронт. В небе над Кореей установился паритет.

Американское командование отказалось от ударов по Китаю.

Историки считают, что благодаря изобретению Мацкевича угроза начала Третьей мировой войны миновала.

За свои достижения инженер получил Орден Красной Звезды.

Вопросы для обсуждения с обучающимися3:

-      Не только герой ролика Вадим Мацкевич или всемирно известный ученый Игорь Курчатов работали на победу. Так было во всех областях науки. Можете назвать еще имена ученых, которые трудились, чтобы усилить оборонную мощь страны? (пенициллин  микробиолог Зинаида Ермольева; работы с жидким кислородом для взрывчатки  Петр Капица; ракетное оружие  Сергей Королев; самолеты – Александр Яковлев, Андрей Туполев, Николай Поликарпов, Семен Лавочкин…)


-      Как вы думаете, а какая из наук важнее всего в деле обороны? В чем могут применять знания математики, физики, химики, специалисты в информационной безопасности?

Ответы обучающихся, обмен мнениями. Педагог при необходимости дополняет ответы обучающихся.

После просмотра видеоролика и обсуждения Педагог подводит обучающихся к выводу о том, какие ценности отличают ученых, работающих на оборону: патриотизм, созидательный труд.

 

Педагог. Мы посмотрели, как известные ученые работали на армию во время и после Великой Отечественной войны. Но есть и военная наука, есть и военные профессии. Например, военные дипломаты, военные психологи или социологи. И заметьте, не все военные профессии связаны непосредственно с несением службы. Можно работать военным врачом, военным инженером или занимать административные посты. А вы знаете еще какие-нибудь военные профессии?

Ответы обучающихся.

Педагог. Давайте пофантазируем. Какими, по-вашему, могут быть военные профессии в будущем?


Современная российская армия является настоящим сплавом передовых технологий, инноваций и знаний. В боевых действиях сегодня огромное значение приобретают роботизированные механизмы и дроны. Хотя совсем недавно дроны ассоциировались с самыми примитивными квадрокоптерами, с развлекательными полётами и видеосъёмкой.

Но сейчас беспилотный летательный аппарат позволяет повысить осведомлённость войск на поле боя или в непосредственной близости к нему.

Потому высококлассный оператор дрона сегодня не менее важен, чем командир боевого подразделения. А из киберспортсменов могут получиться хорошие операторы беспилотников.

Вот какие ещё высокотехнологичные профессии могут появиться в военном деле в будущем.


Надписи на доске:

Водный транспорт:

-  специалист по навигации в условиях Арктики;

-  проектировщик подводных баз.

Авиация и космонавтика:

-проектировщик средств беспилотной авиации;

-разработчик док-станций для беспилотных летательных аппаратов;

-оператор транспортных потоков беспилотных устройств.

Космос:

-  проектировщик космических сооружений;

-  оператор многофункциональных робототехнических комплексов.

Для освоения этих профессий важно хорошо знать, в первую очередь, физику, математику, информатику, а также уметь мыслить системно, быстро переключаться с одной задачи на другую, быть творческим и увлеченным человеком.

Наука будущего  и военная наука  ждет именно таких людей!

 


Вопросы для обсуждения с обучающимися4:

-      Какую профессию вы бы хотели получить в будущем? Какая из перечисленных профессий вас привлекла?

-      Какие еще профессии будущего вы бы предложили в этой сфере?

Ответы обучающихся, обмен мнениями. Педагог при необходимости дополняет ответы обучающихся.

После просмотра видеоролика и обсуждения педагог подводит обучающихся к выводу о том, какие ценности отличают людей, выбравших военные профессии: защита Родины  это дело современных, умных, талантливых, энергичных, смелых, инициативных и творческих людей.

 

Часть 3. Заключение.

Педагог. Скажите, какой вывод мы можем сделать по окончании сегодняшнего занятия? Какова роль вооруженных сил в нашей стране?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.


 Педагог из перечня вопросов может выбрать те, что в большей степени соответствуют уровню подготовки обучающихся


Педагог. В завершение хочу подчеркнуть, что сегодня российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе Специальной военной операции. Наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить согласно традиционным духовно-нравственным ценностям, которые исторически сделали нашу страну сильным, мирным и свободным государством.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

 15.03.2024 Гр.606 Предмет: Слесарное дело и технические измерения Тема: Приемы нарезания резьбы. Контроль качества Цель: изучить материал д...