понедельник, 13 марта 2023 г.

 13.03.2023

Группа 501

Разговоры о важном 

                             ЗАНЯТИЕ

для обучающихся СПО по теме

«110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА»

 

Цель: расширение, обобщение и закрепление знаний обучающихся о творчестве С. В. Михалкова; формирование представлений о многогранности его личности; знакомство с историей создания Государственного гимна СССР и Государственного гимна Российской Федерации.

Формирующиеся ценностижизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов с последующим обсуждением.

Комплект материалов:

-                   сценарий,

-                   методические рекомендации,


-                   интерактивное задание,


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вводное слово педагога. Актуализация знаний о творчестве С. В. Михалкова, многогранности его творчества.

Часть 2. Основная.

Обсуждение вопросов, связанных с творчеством С. В. Михалкова как автора для детей и взрослых. Знакомство с ролью С. В. Михалкова как общественного деятеля, военного корреспондента, автора стихов Государственного гимна Российской Федерации.

Часть 3. Заключительная.

Подведение итогов занятия.


 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

Педагог. Предлагаю сегодняшний наш разговор начать с небольшой загадки.

Интерактивное задание «Творчество С. В. Михалкова».

На экране три изображения  Дядя Степа, удостоверение военного корреспондента времен Великой Отечественной войны, печатное издание «Гимн Российской Федерации».

ПедагогПосмотрите, пожалуйста, на изображения на экране и попробуйте догадаться, кому будет посвящено сегодняшнее занятие.

Ответы обучающихся.


Педагог (обобщая ответы обучающихся). Сегодня, 13 марта, исполняется 110 лет удивительному, необычайно талантливому человеку – Сергею Владимировичу Михалкову.

Изображения, по которым вы догадались, о ком сегодня пойдет речь, символизируют разные грани личности и творчества Сергея Михалкова. Великий детский писатель и поэт, военный корреспондент в Великую Отечественную войну, автор слов трех Государственных гимнов нашей страны – все это об одном и том же человеке – С. В. Михалкове.


 

Немаловажно, что бесконечная любовь Сергея Владимировича к творчеству передалась всем следующим поколениям большой семьи Михалковых, среди которых есть кинорежиссеры, сценаристы, продюсеры, киноактеры, народные артисты РСФСР: Никита Михалков, Андрей Кончаловский, их дети Егор Кончаловский, Анна Михалкова, Артем Михалков, Надежда Михалкова.

 

Часть 2. Основная.

С. В. Михалков – великий детский писатель и поэт.

Педагог. Стихи Сергея Михалкова известны каждому ребенку. Еще до школы нам читают его стихи родители, затем мы знакомимся с его произведениями в начальной школе. Давайте вспомним наиболее известные произведения Михалкова. Какие фрагменты из них вы помните до сих пор?

Ответы обучающихся.

·         «Дядя Степа»  в доме восемь, дробь один, у заставы Ильича, жил высокий гражданин, по прозванью Каланча.

·         «Тридцать шесть и пять» – у меня опять: тридцать шесть и пять! Я быстро градусник беру и меж ладоней долго тру…

·         «Прививка»  я прививки не боюсь: если надо  уколюсь!

·         «Щенок»  я сегодня сбилась с ног  у меня пропал щенок!

·           «А что у вас?» – а у нас в квартире газ. А у вас? А у нас водопровод. Вот.

Педагог. Сергей Михалков сам любил читать свои стихи для детей и делал это очень артистично. У нас есть уникальная возможность увидеть такие фрагменты.

Демонстрация видео. С.В. Михалков читает свои стихи.

Беседа по вопросам:

-      Что объединяет стихи С. Михалкова? Почему они любимы детьми на протяжении уже почти 100 лет?

-      Почему, по-вашему, стихи Сергея Михалкова так легко запоминаются?

-      Как вы думаете, благодаря чему у Сергея Михалкова так убедительно получается раскрыть внутренний мир ребенка, рассказать о его чувствах?

-      Как вы думаете, для кого труднее писать – для детей или взрослых? Какими качествами должен обладать детский поэт или писатель?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.


 

 

Педагог. В продолжение нашего обсуждения предлагаю послушать воспоминания о Сергее Михалкове его сына – Никиты Сергеевича Михалкова, и мы сможем лучше понять, каким человеком был великий детский писатель.

Демонстрация видео. Воспоминания Н.С. Михалкова об отце.

 

Педагог. Другой известный детский поэт Самуил Маршак говорил о Сергее Владимировиче так: «Михалкову всегда двенадцать». Что он имел в виду? В чем эта фраза созвучна с рассказом Никиты Сергеевича об отце?

Обсуждение, ответы обучающихся.

 

Педагог. Творчество Сергея Михалкова очень разнообразно, его книги выходили большими тиражами, его заслуги перед страной были отмечены и орденами, и медалями.

Интерактивное задание «Творчество С. Михалкова».

Педагог. Узнаем еще больше фактов о творчестве Сергея Михалкова, ответив на несколько вопросов викторины.

1.    В настоящее время общий тираж изданных книг С. В. Михалкова составляет:

·       более 500 тысяч экземпляров;

·       более 500 миллионов экземпляров;

·       более 5 миллионов экземпляров.

2.    Свое самое известное и любимое произведение многих поколений детей

«Дядя Степа» С. В. Михалков написал, когда ему было:

·       35 лет;

·       22 года;

·       18 лет.

3.    Среди наград, которыми был отмечен Сергей Михалков, есть:

·       Медаль детства;

·       Орден Улыбки;

·       Орден «За доброе сердце».

4.    Сатирический киножурнал «Фитиль», создателем и главным редактором которого был С. В. Михалков, демонстрировался во всех кинотеатрах страны на протяжении:

·       45 лет;

·       20 лет;

·       25 лет.


 

5.    По совету знаменитого писателя Алексея Толстого Сергей Михалков начал писать:

·       басни;

·       стихи для песен;

·       сценарии для художественных фильмов.

Педагог. Из вопросов нашей викторины вы, наверное, уже поняли, что Сергей Михалков был не только детским писателем. Он писал пьесы для взрослых, а снятая по его сценарию комедийная мелодрама «Три плюс два» стала одним из любимых фильмов в СССР.

Талант Михалкова многогранен. Он пишет русские тексты к операм чешских композиторов, сочиняет более 200 басен, работает сотрудником газеты «Известия», редактором журнала «Веселые картинки».

А в 1962 году Сергей Михалков становится вдохновителем и главным редактором знаменитого сатирического киножурнала «Фитиль», который, как мы уже узнали из интерактивного задания, демонстрировали в кинотеатрах перед показом художественных фильмов на протяжении 45 лет!

Давайте посмотрим один из выпусков и обсудим «секрет» успеха киножурнала

«Фитиль».

Просмотр выпуска «Фитиль. Не по инструкции» (1964).

Вопросы для обсуждения:

-            Как вы думаете, почему киножурнал был очень популярен?

-            Вы тоже сейчас смотрели выпуск киножурнала «Фитиль» с интересом, хотя создан он был почти 60 лет назад. Почему?

-            Как вы считаете, легко ли люди узнавали себя в подобного рода сюжетах? Каким образом сатирические ролики влияли на поведение людей?

С. В. Михалков  военный корреспондент.

Педагог. Но и этим не исчерпывается талант Сергея Михалкова. Во время Великой Отечественной войны он становится военным корреспондентом. Мы помним, что в эти годы, с 1941 по 1945, на нашу страну легла вся тяжесть борьбы и сражений против нацизма, именно в нашей стране люди совершали подвиги и на фронтах, и в тылу. Чтобы показать доблесть и славу наших воинов, зачастую плечом к плечу с бойцами нашей армии шли военные корреспонденты: они проводили недели в окопах, писали заметки в «Боевые листки» или статьи в газеты, работали в землянках при свете керосиновой лампы, а когда приходилось, участвовали в сражениях.


Одним из таких военных корреспондентов был Сергей Владимирович Михалков.

Педагог. Как вы думаете, любой ли человек мог стать военным корреспондентом? Какими качествами он должен обладать? Какую роль военные корреспонденты сыграли в победе над фашизмом?

Ответы обучающихся.

Педагог. Как вы думаете, изменилась ли тематика стихов Сергея Михалкова в этот период его жизни? О чем он писал?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Педагог. Конечно, Михалков не прекращал писать стихи и на войне. Стихи о войне  важная часть его жизни, одно из самых проникновенных стихотворений 

«Мой боец». Давайте послушаем. Читает его сын поэта  Никита Михалков.

 

Видеоролик. Никита Михалков читает стихи отца «Мой боец»:

 

Ты зайдешь в любую хату,

Ты заглянешь в дом любой — Всем, чем рады и богаты,

Мы поделимся с тобой.

Потому что в наше время,

В дни войны, в суровый год, Дверь открыта перед всеми, Кто воюет за народ.

Кто своей солдатской кровью Орошает корни трав

У родного Приднепровья, У донецких переправ.

Никакое расстоянье Между нами в этот час Оторвать не в состоянье, Разлучить не в силах нас.

Ты готовил пушки к бою, Ты закапывался в снег 

В Сталинграде был с тобою Каждый русский человек.

Ты сражался под Ростовом, И в лишеньях, и в борьбе


Вся Россия добрым словом Говорила о тебе.

Ты вступил на Украину, Принимая грудью бой,

Шла, как мать идет за сыном, Вся Россия за тобой.

Сколько варежек связали В городах и на селе,

Сколько валенок сваляли, — Только был бы ты в тепле.

Сколько скопленных годами Трудовых своих рублей Люди честные отдали, — Только стал бы ты сильней.

Землю эту, нивы эти

Всей душой своей любя, Как бы жили мы на свете, Если б не было тебя?!

 

Вопросы для обсуждения:

-            Это стихотворение Сергей Михалков сочинил в 1943 году, когда была одержана победа в тяжелейшей Сталинградской битве. После нее будет еще очень много тяжелых сражений, которые выпадут на долю нашему народу. Что вы почувствовали, когда Никита Сергеевич читал стихи? Какие эмоции? Почему?

-            Почему Никита   Сергеевич   не   сдержал   эмоции    при   чтении   строк

«В Сталинграде был с тобою каждый русский человек»?

-            Почему слова, написанные 80 лет назад, трогают душу каждого из нас сейчас?

Ответы обучающихся, обсуждение.

С. В. Михалков  автор слов гимна СССР и гимна России.

Педагог. Детский поэт, писатель, сценарист, редактор, военный корреспондент, общественный деятель – это еще не все, чем знаменит Сергей Владимирович Михалков. На картинке, которую мы увидели в начале занятия, было изображение печатного издания Государственного гимна Российской Федерации. Как вы понимаете, автором слов был Сергей Владимирович Михалков. Но современный гимн напоминает нам тот, что существовал в нашей стране раньше. Кто знает, когда была создана предыдущая версия гимна? Кто был ее автором (авторами)?


Ответы обучающихся, обсуждение.

Педагог. Дополню: в 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна Советского Союза, в котором приняли участие около 200 композиторов и поэтов.

Сергей Михалков о конкурсе не знал. Он считался детским автором, а на конкурс приглашали только поэтов-песенников. Написать слова нового гимна поэту предложил военный журналист Габриэль Эль-Регистан. И они начали работу.

Педагог. Предлагаю послушать рассказ Никиты Сергеевича Михалкова, где он приводит живые факты об истории создания гимна СССР.

Видеоролик. Воспоминания Никиты Михалкова о создании гимна СССР.

Педагог. У истории создания гимна есть продолжение. Вы знаете, что Государственный гимн Российской Федерации был принят не сразу после распада Советского Союза и возникновения нашей страны, России. Впервые новый гимн России прозвучал в Большом Кремлевском дворце в канун Нового 2001 года. Президент Российской Федерации В. В. Путин предложил поэту переработать текст хорошо всем известного гимна Советского Союза. Так появился нынешний гимн России.

И снова обратимся к живому слову, послушаем рассказ Никиты Михалкова о том, как его отец создавал стихи для нового гимна.

Видеоролик. Воспоминания Никиты Михалкова о создании гимна России.

Педагог. А вы могли бы предположить, почему и в 2000 году Сергею Владимировичу предложили переработать прежний текст гимна, чтобы он стал Государственным гимном России?

Ответы обучающихся.

Педагог (подводя итоги обсуждения). Государственный гимн  символ государства, для народа страны его слова говорят о многом  об истории, о великих победах. Гимн СССР был принят в годы Великой Отечественной войны, поэтому он всегда напоминал людям о самой Великой победе. Поэтому и через 50 с лишним лет было так же важно сохранить нашу историю, и важно, чтобы слова нового гимна были созвучны с предыдущим, чтобы, слушая гимн, мы всегда вспоминали историю своей страны.

Педагог демонстрирует на экране текст Государственного гимна Российской Федерации.

Педагог. Какие смыслы, идеи, на ваш взгляд, стремился заложить в эти слова его автор?


 

Какие строки гимна вызывают у вас наибольший эмоциональный отклик?

Какие чувства вы испытываете при этом?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Среди ответов педагог отмечает те, где речь идет о чувстве гордости за огромную и прекрасную страну, чувстве единения разных, незнакомых друг с другом людей, о возможности самореализации каждого человека в большой многонациональной стране.

 

Часть 3. Заключительная.

Педагог. Ребята, сегодня мы поговорили о жизни, о творчестве знаменитого детского поэта и писателя Сергея Михалкова, чьи произведения на протяжении почти века деликатно и тактично воспитывают порастающие поколения. Человек- эпоха, человек-легенда  так часто называют его сегодня.

Закончить наш разговор предлагаю фрагментом из беседы Сергея Владимировича Михалкова с его сыном  Никитой Сергеевичем Михалковым.

Фрагмент фильма Н.С. Михалкова «Отец» (2003).

Педагог. Преданность С. Михалкова своему делу  это проявление истинного служения отечественной литературе, культуре, в более широком смысле  служения Отечеству. Российским Фондом Культуры учреждена Памятная Золотая Медаль Сергея Михалкова, которая присуждается за служение Отечеству, отечественной культуре, за гуманистический вклад в воспитание молодого поколения!

Среди награжденных Памятной Золотой Медалью Сергея Михалкова уже известные вам спикеры «Разговоров о важном» – Сергей Лавров и владыка Тихон (Шевкунов).

Педагог (подытоживая занятие). Нужно быть очень творческим человеком, любить детей, очень хорошо помнить свое детство, чтобы писать очень понятные детям стихи. Нужно очень любить свой народ, свою Родину, чтобы суметь пронести свой талант через всю жизнь, создать пронзительные стихи о войне, чтобы написать очень важные слова  текст Государственного гимна.

Это все сделал один человек  Сергей Владимирович Михалков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 15.03.2024 Гр.606 Предмет: Слесарное дело и технические измерения Тема: Приемы нарезания резьбы. Контроль качества Цель: изучить материал д...