10.04.2023
Группа 506
Предмет: Устройство автомобиля
Тема урока: Тормозная система автомобиля
Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока
Рабочая тормозная система состоит из шести тормозных механизмов и пневматического привода.
Тормозной механизм включает тормозной барабан 3 (рис. 1) опорный диск 1, две колодки 2 с фрикционными накладками, оси колодок, стяжную пружину, разжимной кулак с валом.
Тормозной барабан чугунный, литой, крепится к ступице колеса шпильками. Опорный диск штампованный, крепится вместе с цапфой к балке моста (для среднего и заднего мостов) или к корпус поворотного кулака (для переднего моста). Колодки литые, чугунные, установлены на осях с эксцентриковыми шейками. В отверстиях колодок запрессованы бронзовые втулки. Разжимной кулак имеет специальный профиль, изготовлен заодно с валом, на наружном конце которого установлен регулировочный рычаг 5. К рычагу присоединяется шток 9 тормозной камеры. Внутри рычага расположена червячная пара. Червяк 7 стопорится от самопроизвольного вращения фиксатором. Червячная шестерня 6 установлена на шлицах вала разжимного кулака. При вращении червяка шестерня поворачивает вал кулака, что ведет к изменению зазора между колодками и барабаном.
Регулировка тормозных механизмов. Необходимость частичной регулировки тормоза обнаруживается по увеличению выхода штока тормозной камеры, который должен быть не более 40 мм.
Частичную регулировку производят вращением валика регулировочного рычага, при этом добиваются, чтобы вы ход штока тормозной камеры при нажатии на педаль был в пределах 15—25 мм. На одном мосту выход штоков тормозных камер должен быть одинаков. При подаче и выпуске воздуха из тормозных камер штоки должны перемещаться быстро, без заеданий. Поддомкраченное и раскрученное рукой колесо должно вращаться равномерно и свободно, а при нажатии на тормозную педаль резко останавливаться.
При полной регулировке нужно сблизить эксцентрики осей 17, повернуть оси метками одну к другой. Метки поставлены на наружных, выступающих под гайками торцах осей. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 100— 150 кПа (1,0—1,5 кгс/см2) и, поворачивая эксцентрики в ту и другую сторону, сцентрировать колодки, обеспечивая их плотное прилегание к барабану. Прилегание колодок к барабану проверяется щупом через окно в тормозном барабане на расстоянии 20—30 мм от концов накладок. Щуп толщиной 0,1 мм не должен проходить на всю ширину накладки. После этого прекратить подачу воздуха в тормозную камеру и повернуть червяк 7 регулировочного рычага так, чтобы ход штока был 15—25 мм. При полной регулировке гайки крепления кронштейна разжимного кулака должны быть ослаблены и снова плотно затянуты.
Привод рабочей тормозной системы состоит из компрессора, регулятора давления, трех воздушных баллонов, тормозного крана, предохранительного клапана, шести тормозных камер, разобщительного крана, соединительной головки, крана отбора воздуха, манометра, трубопроводов и шлангов.
Рис. 1 Рабочий тормозной механизм
1 — опорный диск; 2 — колодка тормоза; 3 —тормозной барабан; 4 — вал разжимного кулака; 5 — пробка отверстия для смазки; 6 — червячная шестерня; 7 — червяк; 8 — рычаг; 9 — шток тормозной камеры; 10 — корпус тормозной камеры; 11— крышка тормозной камеры; 12 — диафрагма; 13 — пружины; 14 — кронштейн тормозной камеры;
15 — крышка люка; 16 — кронштейн осей колодок; 17 — эксцентриковые оси колодок
Вывод. Рабочая тормозная система служит для снижения скорости автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до полной остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и величины уклонов дорог, для которых он предназначен. Исправное состояние рабочей тормозной системы есть залог безаварийной эксплуатации автомобиля.
Ответить на вопросы.
2.Назначение, устройство и работа агрегатов и узлов пневматического
привода автомобиля Зил-131.
Компрессор служит для создания давления воздуха в пневмосистеме автомобиля. На автомобиле ЗИЛ-131 используется двухцилиндровый поршневой компрессор одноступенчатого сжатия. Крепится компрессор на левой головке блока, приводится в действие ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Основными частями компрессора являются: картер 4 (рис. 2) с крышками, блок цилиндров 15, головка блока 8, кривошипно-шатунный механизм, аналогичный по устройству такому же механизму двигателя, два впускных клапана 13, два нагнетательных клапана 10, разгрузочное устройство.
Смазка компрессора осуществляется от системы смазки двигателя. Масло подводится к задней крышке и через уплотнитель 20 по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам. Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием. Из компрессора масло сливается в картер двигателя
Охлаждение компрессора производится жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя Жидкость подается к блоку компрессора из водяной рубашки впускного трубопровода двигателя и сливается из головки во всасывающую полость насоса.
Воздух для нагнетания подается из воздухоочистителя двигателя в камеру 18 блока, где установлено разгрузочное устройство. Сжатый воздух отводится воздушные баллоны от головки блока.
Разгрузочное устройство предназначено для перевода компрессора на холостой ход при повышении давления в системе до 730—770 кПа (7,3—7,7 кгс/см2) и включения его в работу при понижении давления в системе до 600—640 кПа (6,0—6,4 кгс/см2). Oнo состоит из двух плунжеров 6 с уплотнительными кольцами и штоками 14, коромысла 19 с пружиной. Под плунжеры по каналу 16 может подводиться сжатый воздух от регулятора давления 17.
Натяжение ремня привода компрессора регулируют перемещением самого компрессора относительно опорного кронштейна с помощью регулировочного болта. Предварительно нужно ослабить гайки крепления нижней крышки к опорному кронштейну. Ремень должен быть натянут так, чтобы его прогиб в середине ветви от усилия 4 кгс был 5—8 мм.
Рис. 2. Компрессор автомобиля ЗИЛ-131:
1—нижняя крышка, 2 — поршень. 3 — цилиндр; 4 — картер, 5 — коленчатый вал;
6—плунжер; 7—поршневой палец; 8—головка блока, 9 — нагнетательная камера;
10—нагнетательный клапан; 11—пробка клапана, 12—впускной канал, 13—впускной клапан: 14—шток, I5 — блок цилиндров. 16 — канал подвода воздуха от регулятора;
17-регулятор давления; 18—камера, 19 — коромысло, 20 — уплотнитель
Регулятор давления служит для автоматического отключения компрессора от подачи воздуха в пневмосистему в случае повышения давления в ней свыше 730—770 кПа (7,3— 7,7 кгс/см2) и для включения компрессора на подачу воздуха в систему в случае падения давления в ней ниже 600—640 кПа (6,0—6,4 кгс/см2). Регулятор установлен на блоке цилиндров компрессора и состоит из корпуса 10 (рис 3) с защитным кожухом 1, впускного шарикового клапана 7 с седлом, выпускного шарикового клапана 6 с седлом, двух упорных шариков с пружиной 2, штокa 4, регулировочного колпака 3, двух фильтров 8 и 9 Полость под выпускным клапаном соединена с пневмосистемой автомобиля, полость, где установлены шариковые клапаны, внутренним каналом соединена с подплунжерным пространством разгрузочного устройств компрессора, а боковым сверлением — с атмосферой.
При давлении в системе менее 730—770кПа ,7,3—7,4 кгс/см2) впускной и выпускной клапаны под действием пружины опущены вниз, так что первый из них прижат к своему седлу, а второй отошел от седла и через боковое отверстье соединил подплунжерное пространство разгрузочного устройства компрессора с атмосферой.
Плунжеры 6 (см pиc. 2) разгрузочного устройства компрессора опущены вниз, и их штоки 14 , на впускные клапаны не воздействуют. По достижении давления в системe 730—770 кПа (7,3— 7,7 кгс/см2) шарики обоих клапанов приподнимаются, выпускной клапан садится на свое седло, а впускной открывается. Сжатый воздух из пневмосистемы проходит по каналу 16 под плунжеры разгрузочного устройства, приподнимает их и открывает оба впускных канала 12. Компрессор переходит на холостой ход, перекачивая воздух из одного цилиндра в другой. При падении давления ниже 600—640 кПа (6,0—6,4 кгс/см2) впускной клапан 7 (см рис. 3) садится на свое седло, открывается выпускной клапан и сжатый воздух из подплунжерного пространства компрессора выходит в атмосферу, компрессор снова включается в работу.
Регулятор регулируется следующим образом. Вращением колпака 3 добиваются, чтобы компрессор включался в работу при давлении 600—640 кПа (6,0—6,4 кгс/cм.2). Изменением количества прокладок между седлами впускного и выпускного клапанов устанавливают давление 730—770 кПа (7,3—7,7 кгс/см2), при котором компрессор отключается. Вскрывать и регулировать регулятор разрешается только квалифицированным специалистам.
Рис. 3. Регулятор давления.
1-кожух 2-пружина; 3-колпак; 4-шток; 5-седло; 6-выпускной клапан; 7-впускной клапан;
8,9-сетчатый и металлокерамический фильтры; 10-корпус; 11-кронштейн.
Воздушные баллоны служат для хранения запаса сжатого воздуха. Каждый из трех баллонов крепится хомутами к лонжеронам рамы. Между собой баллоны соединены последовательно. Каждый баллон имеет кран для спуска конденсата.
Тормозной кран предназначен для подачи сжатого воздуха из воздушных баллонов в тормозные камеры автомобиля и для выпуска сжатого воздуха из соединительной магистрали прицепа в атмосферу пропорционально нажатию на педаль. В промежутках между торможениями через кран подается сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля в воздушные баллоны прицепа.
Тормозной кран (рис. 4) двухсекционный, диафрагменный, с резиновыми коническими клапанами; верхняя секция управляет тормозами прицепа, нижняя—тормозами автомобиля. Кран установлен на левом лонжероне рамы под кабиной, приводится в действие от тормозной педали.
Основные части крана: корпус 10 с двумя крышками, корпус 2 рычагов с крышкой, две диафрагмы 12 и 22 с направляющими стаканами и седлами выпускных клапанов, шток 6 верхней секции с направляющей, уравновешивающая пружина 11, шток 1 нижней секции с уравновешивающей пружиной 25, возвратная пружина 18 диафрагмы нижней секции, два рычага 3 и 4, рычаг 9 ручного привода крана, два впускных 15 и 19 и два выпускных 14 и 20 клапана. Сжатый воздух подводится из воздушных баллонов через пробки к центральным отверстиям крышек, из бокового отверстия крышки верхней секции воздух проходит к соединительной магистрали прицепа, из бокового отверстия крышки нижней секции он идет в тормозные камеры автомобиля. Полости внутри корпуса слева от диафрагм соединены между собой и с атмосферой через клапан 26.
Рис. 4. Тормозной кран автомобиля ЗИЛ-131
1—шток нижней секции 2— корпус рычагов 3— малый рычаг, 4—большой рычаг, 5— направляющая штока верхней секции 6—шток верхней секции, 7 — валик рычага ручного привода, 8 — тяга 9 — рычаг ручного привода 10 — корпус крана, 11— уравновешивающая пружина секции управляющая тормозами прицепа 12, 22 — диафрагмы; 13,23—седла выпускных клапанов 14, 20 — выпускные клапаны 15, 19 — впускные клапаны, 16, 21—крышки корпуса крана 17, 24 — направляющие стаканы, 18 — пружина диафрагмы нижней секции 25 — уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозами автомобиля 26 — атмосферный клапан
Предохранительный клапан служит для предохранения системы от чрезмерного повышения давления воздуха в случае неисправности регулятора давления. Клапан шариковый, установлен на первом воздушном баллоне. Он состоит из корпуса 2 (рис. 5), седла 1, пружины 4, регулировочного винта 7 с контргайкой 5. Клапан открывается при давлении 900—950 кПа (9,0—9,5 кгс/см2), выпуская воздух из пневмосистемы в атмосферу.
Рис. 5. Предохранительный клапан:
1—седло; 2—корпус; 3 — сухарь направляющего стержня; 4 — пружина; 5— контргайка; 6—направляющий стержень; 7 — регулировочный винт; 8—шарик; а — отверстие
Разобщительный кран предназначен для отключения тормозной системы автомобиля от пневмосистемы прицепа. Кран установлен на заднем конце левого лонжерона рамы и состоит из корпуса 2 (рис. 6) с крышкой, штока 6 с диафрагмой и пружиной, резинового клапана 4 с пружиной, рукоятки 9 с толкателем. Когда рукоятка находится вдоль корпуса, шток упирается в клапан и открывает его. При установке рукоятки поперек корпуса диафрагма вместе со штоком под действием пружины и давления воздуха поднимается, клапан закрывается, тормозная система автомобиля отсоединяется от пневмосистемы прицепа.
Рис. 6. Разобщительный кран:
1 — пробка; 2 — корпус; 3 — пружина клапана; 4 — клапан; 5 — пружина диафрагмы; 6 — шток с диафрагмой; 7 — крышка; 8 — толкатель; 9 — рукоятка
Соединительная головка служит для соединения пневмосистемы автомобиля с пневмосистемой прицепа. Головка установлена на задней поперечине рамы и состоит из корпуса 1 с крышкой 5 (рис. 7), клапана 3 с пружиной, уплотнительной прокладки 4. При движении без прицепа клапан закрыт, крышка также должна быть закрыта. При подсоединении тормозной магистрали прицепа клапан открывается, пропуская сжатый воздух в тормозную систему прицепа.
Рис. 7. Соединительная головка.
1 — кopпуc, 2 — пружина 3 — клапан; 4 — уплотнительная прокладка, 5—крышка;
6—кольцевая гайка
Кран отбора воздуха предназначен для отбора сжатого воздуха на посторонние нужды, находится на переднем воздушном баллоне.
Тормозные камеры служат для преобразования давления сжатого воздуха в усилие, необходимое для прижатия тормозных колодок к барабану. Камеры установлены на кронштейнах валов разжимных кулаков тормозных механизмов. Каждая камера состоит из корпуса с крышкой, резиновой диафрагмы 12 (см. рис. 1), штока 9 с вилкой, двух пружин 13, уплотнительной шайбы.
Манометр служит для контроля за давлением воздуха в пневмосистеме. Манометр двухстрелочный, установлен в кабине. Верхняя стрелка показывает давление воздуха в воздушных баллонах, нижняя — в тормозных камерах при торможении.
Воздухораспределитель служит для управления тормозами прицепа; устанавливается он на прицепе. Его основными частями являются: корпус 5 (см. рис. 133) с крышками, манжета 9 со штоком, впускной клапан 10, выпускной клапан; 4. Седлом впускного клапана являются кромки отверстия, выполненного в перегородке корпуса; седлом выпускного клапана является резиновое кольцо, зажатое между корпусом и нижней крышкой. Оба клапана крепятся на одном штоке 3.
Пространство внутри распределителя разделено на полости. Полость над манжетой соединена с тормозной системой автомобиля, под манжетой — с воздушным баллоном прицепа, полость под перегородкой корпуса соединена с тормозными камерами прицепа, полость под выпускным клапаном — с атмосферой.
Тормозная система прицепа, работающего совместно с автомобилем, состоит из тормозных механизмов 14 (рис. 8) по числу колес, воздушного баллона 1, воздухораспределителя, тормозных камер 72, крана растормаживания 8 и трубопроводов. Тормозные механизмы колес, тормозные камеры, воздушный баллон имеют такое же устройство, как и на автомобиле-тягаче.
Рис. 8. Тормозная система прицепа:
1-воздушный баллон, 2- кран для слива конденсата, 3- шток, 4- выпускной клапан, 5- корпус воздухораспределителя, 6,11- крышки корпуса, 7- соединительная головка, 8- кран растормаживания, 9- манжета, 10- впускной клапан, 12- тормозная камера, 13- регулировочный рычаг, 14- тормозной механизм.
Вывод. Для исправной работы всех узлов пневматического привода рабочей тормозной системы автомобиля ЗиЛ-131 необходимо их качественное техническое обслуживание, а соответственно знание их устройства и принципа работы.
Ответить на вопросы.
3.Работа рабочей тормозной системы.
При отпущенной тормозной педали (рис. 4, а) под действием уравновешивающей пружины детали верхней секции комбинированного тормозного крана смещены назад, впускной клапан этой секции открыт, выпускной закрыт. В нижней секции под действием пружины диафрагма смещена вперед, впускной клапан закрыт, выпускной открыт. Сжатый воздух из баллонов автомобиля через открытый впускной клапан верхней секции подходит в соединительную магистраль к прицепу и поступает в верхнюю полость воздухораспределителя, где давит на манжету и опускает ее вместе со штоком вниз. Впускной клапан воздухораспределителя закрыт, выпускной открыт, т. е. тормозные камеры прицепа соединены с атмосферой. Сжатый воздух, отгибая края резиновой манжеты, заполняет среднюю полость и проходит в воздушный баллон прицепа. Когда давление воздуха в баллоне прицепа, а следовательно, в соединительной магистрали и в пространстве справа от диафрагмы верхней секции крана достигает величины 480—530 кПа (4,8—5,3 кгс/см2), диафрагма 12 (см. рис. 4) прогибается, сжимая уравновешивающую пружину, и впускной клапан этой секции закрывается, доступ воздуха в баллон прицепа прекращается.
В нижней секции крана впускной клапан закрыт, выпускной открыт; тормозные камеры автомобиля соединены с атмосферой. Автомобиль и прицеп расторможены.
При нажатии на педаль (рис. 9, б) усилие водителя передается на штоки секций. Шток верхней секции перемещается вперед, диафрагма этой секции под действием давления сжатого воздуха также перемещается вперед, впускной клапан закрывается (или остается закрытым), а выпускной открывается. Сжатый воздух из соединительной магистрали и верхней полости воздухораспределителя выходит в атмосферу, манжета 9 (см. рис. 8) воздухораспределителя вместе со штоком поднимается вверх, выпускной клапан 4 закрывается, впускной 10 открывается. Сжатый воздух из баллонов прицепа поступает в его тормозные камеры, что ведет к торможению прицепа.
В нижней секции крана шток с диафрагмой перемещаются назад, выпускной клапан закрывается, впускной открывается. Сжатый воздух из баллонов автомобиля поступает в его тормозные камеры, что ведет к торможению автомобиля.
При отпускании педали в верхней секции закрывается выпускной клапан и открывается впускной. Воздух из баллонов автомобиля поступает в соединительную магистраль к воздухораспределителю прицепа, где опускает манжету со штоком вниз, закрывая впускной клапан и открывая выпускной. Сжатый воздух из тормозных камер прицепа выходит в атмосферу.
В нижней секции крана впускной клапан закрывается, выпускной открывается, сжатый воздух из тормозных камер автомобиля выходит в атмосферу. Автомобиль и прицеп растормаживаются.
Комбинированный тормозной кран обладает следящим действием. Если водитель при торможении нажмет педаль не до упора, а остановит ее в промежуточном положении, то в нижней секции крана после некоторого нарастания давления диафрагма прогнется вперед, а впускной клапан закроется. В тормозных камерах автомобиля установится давление, пропорциональное нажатию на педаль. Аналогично в верхней секции крана воздух частично выйдет в атмосферу, под действием уравновешивающей пружины Диафрагма прогнется назад, выпускной клапан закроется, и в соединительной магистрали прицепа, а следовательно, и в его тормозных камерах установится давление, пропорциональнее нажатию на педаль. Таким образом, комбинированный тормозной кран позволяет тормозить с эффективностью, соответствующей давлению на педаль.
При торможении стояночным тормозом усилие водителя через тяги привода передается на рычаг 9 (см. рис. 4), который приводит в действие только верхнюю секцию крана, что ведет к торможению прицепа.
Свободный ход педали тормоза должен быть 40— 60 мм, верхний конец педали не должен доходить до пола на 10— 30 мм. Свободный ход педали регулируется изменением длины тяги 8, соединяющей педаль тормоза с тормозным краном, путем навинчивания или свинчивания ее вилки. Регулировка давления воздуха в соединительной магистрали прицепа осуществляется вращением направляющей 5 штока 6 верхней секции крана при снятом корпусе 2 рычагов и ослабленной контргайке направляющей. Давление в соединительной магистрали прицепа должно быть при отпущенной педали тормоза 480—530 кПа (4,8—5,3 кгс/см2). Проверяется давление присоединением манометра к соединительной головке.
Вывод. Комбинированный тормозной кран – один из наиболее важных элементов тормозной системы, он обладает следящим действием, позволяет тормозить с эффективностью, соответствующей давлению на педаль, давая водителю возможность контролировать степень торможения автомобиля.
Ответить на вопросы.
Рис. 9. Схема действия тормозного привода автомобиля и прицепа:
а — в отторможенном состоянии; б—при торможении;
1—компрессор; 2— комбинированный тормозной кран; 3, 5 — разобщительные краны автомобиля и прицепа; 4 — соединительная головка; 6 — воздухораспределитель прицепа;
7—воздушный баллон прицепа; 8—колесный тормоз, 9—тормозная камера;
10 — воздушный баллон автомобиля
Комментариев нет:
Отправить комментарий