Группа 101
Предмет : Эксплуатация и т\о с\х машин и оборудования.
Тема: Рабочие и вспомогательное оборудование.
Тема урока: Вал отбора мощности ( ВОМ). Сцепные устройства.
Цель : Изучить и ответить на вопросы данной темы.
Система навески и ВОМ гусеничного трактора
Трактор
(новолат. tractor, «тягач») -- безрельсовое транспортное средство, используемое
в качестве тягача. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко
применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и
орудий. Трактор может оборудоваться навесным и полунавесным оборудованием
сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения .
Гусеничные
трактора имеют большую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства
гусеничных тракторов -- невозможность перемещения по асфальтированным дорогам
без разрушения покрытия, исключение составляют трактора с резинотросовыми
гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (30--40 км/ч)
компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади
контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные
тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в
промышленности из-за своей неприхотливости.
В
зависимости от назначения тракторы существенно отличаются конструктивными
решениями.
Основные
элементы трактора: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления,
рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа силовой
установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также
использовались бензиновые двигатели). Рулевое устройство колёсных тракторов
аналогично автомобильному; для осуществления поворота гусеничных тракторов
притормаживают одну из гусениц фрикционом.
Тракторы
оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для
соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой
этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и
гидравлической системы. Так же на многих тракторах имеется вал отбора мощности
(ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с
тракторами передвижных или стационарных машин.
Вал отбора мощности (ВОМ)
Вал отбора мощности(сокр. ВОМ) — узел тракторов,
передающий вращение от двигателя на навесное оборудование, активные прицепы и
другие механизмы. ВОМом оснащается абсолютное большинство современных
тракторов. Однако все еще встречаются старые трактора без ВОМ. По умолчанию
трактора оснащаются задним ВОМ и, соответственно, задним трёх точечным навесным
устройством(трёх точкой).
Для
большинства задач этого достаточно. Однако встречается техника, которая для
удобства работы оператора должна находиться перед оператором. В этом случае
трактора могут оснащаться передним ВОМ . Данная опция встречается достаточно
редко. Тракторы, не требующие выполнения узкоспециализированных задач, обычно
снабжаются механическими и гидравлическими системами отбора мощности. Тракторы
специального назначения комплектуются электрическими или пневматическими
системами. Назначение всех видов систем отбора мощности – передача вращения от
двигателя на дополнительные агрегаты, используемые с трактором.
В
механической системе отбора мощности передача вращения от мотора трактора/мини
трактора к агрегатируемой системе передается механическим путем. Выходной конец
ВОМ соединяется с валом приема мощности агрегатируемой системы. Старые модели
тракторов в своем оснащении имели в качестве оконечного элемента системы отбора
мощности приводной шкив, а привод навесного оборудования осуществлялся путем
использования ременной передачи. Вал отбора мощности выходит из коробки передач
через отдельное сцепление, имеется специальная муфта ВОМ. На некоторых моделях
тракторов трансмиссия привода ВОМ может иметь довольно сложную конструкцию, но
она обычно включает в себя те же узлы, что и основная трансмиссия – коробка
передач, муфта сцепления, конечные передачи. Режимы привода вала отбора
мощности подразделяются на
·
зависимый,
·
независимый,
·
синхронный,
·
полунезависимый.
Если
трактор оборудован независимым приводом ВОМ, то в этом случае потоки мощности
разделяются перед основной трансмиссией. Такой тип позволяет передавать
вращение на дополнительное оборудование даже во время движения трактора.
Современные
модели тракторов могут быть оснащены несколькими механизмами ВОМ, в этом случае
выходной вал может быть спереди, сзади и сбоку трактора. Каждый из механизмов
ВОМ может быть однорежимным или многорежимным
Механизм
навески рычажно-шарнирный четырехзвенного типа, предназначен для присоединения
к трактору навесных и полунавесных машин и орудий и обеспечения их правильной
установки в рабочем и транспортном положениях. Он установлен сзади трактора на
специальных кронштейнах рамы с помощью сварных стоек.
Рис. 1. Механизм навески: 1 — верхняя ось; 2 — рычаг штока; 3 — рычаг подъемный
левый; 4 — верхняя (центральная) тяга; 5 — вал рычагов; 6 — муфта; 7 — стойка;
8 — рычаг подъемный правый; 9 — головка верхней тяги; 10 — палец в сборе; 11 —
регулировочная муфта верхней тяги; 12 – пружина амортизатора верхней тяги; 13 —
вилка верхней тяги; 14 — серьга раскоса; 15 — верхний винт раскоса; 16 —
регулировочная муфта раскоса; 17 — нижний винт раскоса; 18 — вилка раскоса; 19
— правый раскос; 20 – рым-болт; 21 — нижняя тяга правая; 22 — стремянка; 23 —
дополнительное звено; 24 — вилка; 25 — палец раскоса; 26 — ограничительная
цепь; 27 — фиксатор; 28 — палец левой нижней тяги; 29 — проушина пальца левой
нижней тяги; 30 — регулировочный винт муфты ограничительной цепи; 31 —
центральная головка нижних тяг; 32 — регулировочная муфта ограничительной цепи;
33 — нижняя тяга левая; 34 — раскос левый; 35 — нижняя ось; 36 — упор; 37 — ось
силового цилиндра.
Механизм
навески состоит из следующих узлов и деталей: двух подъемных рычагов 3 и 8,
двух нижних тяг 21 и 33, верхней тяги 4, двух раскосов 19 и 34, На верхней оси
1 свободно вращается полый вал рычагов 5, на шлицевых концах которого установлены
подъемные рычаги 3 и 8. На левом конце вала расположен рычаг 2 штока, свободно
вращающийся на валу. Если золотник распределителя установлен в положение
«подъем», поршень силового цилиндра под давлением масла действует через шток на
рычаг штока, который свободно поворачивается до тех пор, пока его опорная
площадка не упрется в площадку на нижней стороне левого подъемного рычага.
После этого будут поворачиваться подъемные рычаги, которые раскосами 19 и 34
поднимают нижние тяги 21 и 33 вместе с орудием в транспортное положение.
В
средней части к валу рычагов шарнирно прикреплена верхняя центральная тяга 4.
Тяга состоит из вилки 13 с пружинным амортизатором 12, регулировочной муфты 11
и головки 9 с пальцем в сборе 10.
Нижняя
ось 35 прикреплена к соединительным кронштейнам рамы при помощи бугелей
прицепного устройства. На оси установлена центральная головка 31, состоящая из
двух половин, соприкасающихся друг с другом при двухточечной схеме наладки и
раздвинутых вдоль оси до соприкосновения с соединительными кронштейнами рамы
при трех точечной схеме. К половинам головки крепятся нижние тяги 21 и 33.
К
концам нижних тяг и верхней центральной тяги сферическими шарнирами
присоединяется навесное орудие. В каждой нижней тяге предусмотрено
телескопическое устройство. Оно позволяет удлинить тягу на 80 мм. Им пользуются
при подсоединении навесных орудий к трактору.
Нижние
тяги и подъемные рычаги соединены раскосами 19 и 34, которые состоят из вилки
18, нижнего винта 17, регулировочной муфты 16, верхнего винта 15 и серьги 14.
Для
ограничения поперечных перемещений навесных орудий служат ограничительные цепи
26. Цепи должны быть натянуты так, чтобы задние концы тяг перемещались не более
чем на 30 мм в ту и другую сторону. Длину цепей изменяют при поднятом положении
орудия, вращая регулировочные муфты 32, в резьбовые отверстия которых ввернуты
винты 30.
В
механизме навески регулируют длину верхней тяги и раскосов.
Механизм
навески имеет специальную тягу для фиксации навешенной машины (орудия) или
самого механизма навески в транспортном положении.
Тяга
состоит из муфты 6, свободно поворачивающейся ни валу, рычагов 5 и вилки 24,
которая в транспортном (поднятом) положении соединяется с нижней тягой 21 при
помощи рым-болта 20 и пальца.
Для
перевода механизма навески в рабочее (опущенное) положение отсоедините вилку 24
от нижней тяги (предварительно сняв с нее нагрузку путем перевода рычага
распределителя, при работающем насосе гидросистемы, в положение «Подъем») и
присоедините её к правой стойке 7 при помощи пальца.
Автоматическая
сцепка СА-2. В
конструкции предусмотрена автоматическая сцепка для присоединения навесных и
полунавесных сельскохозяйственных машин к трактору одним трактористом с места
водителя в кабине трактора.
Соединение
механизма навески трактора с сельхозмашиной осуществляется с помощью сцепки,
установленной на нем, и сопрягаемого со сцепкой устройства — «замка»,
устанавливаемого на сельхозмашине (замок не входит в конструкцию сцепки).
Рис. 2. Автоматическая сцепка: 1 — рукоятка; 2 — кронштейн-повыситель; 3 —
собачка; 4 — рамка; 5 — палец; 6 — щека
Автоматическая
сцепка (рис. 2) состоит из рамки 4, сваренной из двух квадратных труб, сменных
пальцев 5, кронштейна-повысителя 2 и рукоятки 1 с тросиком. При помощи сменных
пальцев 5, с разными диаметрами цапф, рамка 4 присоединяется к продольным тягам
механизма навески трактора.
Присоединение
рамки 4 к центральной тяге навесной системы трактора осуществляется при помощи
щеки 6 (верхние отверстия). Отверстия на щеке 6 используются также для
крепления кронштейна-повысителя 2. Собачка 3 с помощью пружины фиксирует
соединение рамки 4 с замком сельхозмашины.
Порядок
переналадки механизма навески с двухточечной на трехточечную схему.
1.
Отверните
стяжные болты левого и правого упоров 36 (рис. 1), снимите упоры с оси и
раздвиньте левую и правую половины центральной головки 31 вдоль оси до
соприкосновения с бугелями.
2.
Зафиксируйте
левую и правую цилиндрические головки упорами 36. Обработанные и закаленные
поверхности упоров должны быть направлены в сторону соответствующих
цилиндрических головок. Переднюю и заднюю половины упоров соедините стяжными
болтами и затяните их.
3.
Снимите
со стремянок 22 дополнительные звенья 23, подсоедините их к блокировочным цепям
и отрегулируйте длину растяжек в поднятом положении орудия.
4.
Установите
и закрепите верхние концы раскосов с левой стороны задних головок подъемных
рычагов. При этом фиксатор транспортного положения верхней тяги вместе с
соответствующим пальцем должен быть установлен на правом подъемном рычаге.
5.
Установите
верхнюю тягу вдоль продольной оси трактора.
Для
получения из трехточечной схемы блокированного от поворотов в горизонтальной
плоскости варианта наладки механизма навески отсоедините передние концы
блокировочных цепей, установите их в специальные проушины вилок нижних тяг и
закрепите пальцами.
Пятизвенные части блокировочных цепей
отсоедините и повесьте на стремянки. После подсоединения орудия длину
блокировочных цепей отрегулируйте до натяжения.
Ответить на вопросы и за конспектировать :
1. Назначение и устройство вала отбора мощности (ВОМ).
2. Принцип действия ВОМ.
3. Техническое обслуживание ВОМ.
4. Устройство сцепного механизма.
5. Т.О. сцепного устройства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий