Автомобильная аккумуляторная батарея
предназначена для электроснабжения стартера при пуске двигателя внутреннего
сгорания и других потребителей электроэнергии при неработающем генераторе или
недостатке развиваемой им мощности. Работая параллельно с генераторной
установкой, батарея устраняет перегрузки генератора и возможные перенапряжения
в системе электрооборудования в случае нарушения регулировки или при выходе из
строя регулятора напряжения, сглаживает пульсации напряжения генератора, а
также обеспечивает питание всех потребителей в случае отказа генератора и
возможность дальнейшего движения автомобиля за счет резервной емкости. Наиболее
мощным потребителем энергии аккумуляторной батареи является электростартер. В
зависимости от мощности стартера и условий пуска двигателя сила тока
стартерного режима разряда может достигать нескольких сотен и даже тысяч ампер.
Сила тока стартерного режима разряда резко возрастает при эксплуатации
автомобилей в зимний период (пуск холодного двигателя). Батарея на автомобиле
входит в состав не только системы электростартерного пуска, но и других систем
электрического и электронного оборудования. После разряда на пуск двигателя, и
питание других потребителей батарея подзаряжается от генераторной установки.
Частое чередование режимов разряда и заряда (циклирование) — одна из
характерных особенностей работы батарей на автомобилях. При большом
разнообразии выпускаемых моделей автомобилей и климатических условий их
эксплуатации, в массовом производстве батарей наряду с определением оптимальных
экономических параметров должное внимание уделяется их унификации, повышению
надежности и сроков службы. Надежность и срок службы аккумуляторных батарей
находятся в прямой зависимости от технического уровня их конструкций и условий
работы на автомобиле. Обычно аккумуляторные батареи на автомобилях после пуска
двигателя работают в режиме подзаряда и сконструированы таким образом, чтобы
развивать достаточную мощность в кратковременном стартерном режиме разряда при
низких температурах. Однако на некоторых видах автомобилей, где установлено
электро- и радиооборудование повышенного энергопотребления, аккумуляторные
батареи могут подвергаться длительным разрядам токами большой силы. Батареи на
таких автомобилях должны быть устойчивы к глубоким разрядам. Условия, в которых
работает аккумуляторная батарея, зависят от типа, назначения, климатической
зоны эксплуатации автомобиля, а также от места установки ее на автомобиле.
Режимы работы аккумуляторной батареи на автомобиле определяются температурой
электролита, уровнем вибрации и тряски, периодичностью, объемом и качеством
технического обслуживания, параметрами стартерного разряда, силой токов и
продолжительностью разряда и заряда при циклировании, уровнем надежности и
исправности электрооборудования, продолжительностью работы и перерывов в
эксплуатации. Наибольшее влияние на работу аккумуляторных батарей оказывают
место размещения и способ крепления батарей на автомобиле, интенсивность и
регулярность эксплуатации автомобиля (среднесуточный пробег), температурные
условия эксплуатации (климатический район, время года и суток), назначение
автомобиля, соответствие характеристик генераторной установки, аккумуляторной
батареи и потребителей электроэнергии
Зарядка аккумулятора автомобиля осуществляется постоянным током строго определенного напряжения и тока. Для стандартного 12В-го аккумулятора, заряд проводится напряжением в 13,5-14,2 В с силой тока равной десятой части емкости.
Химические
реакций происходящие при зарядки АКБ .
При
зарядке, под действием постоянного тока на свинцовом аноде выделяется
комплексное соединение из недоокисленного металлического свинца и связанных
ионов серной кислоты из электролита. На катоде – отрицательном электроде, выделяется
перекись свинца Pb2O5. Из-за связывания части
ионов серной кислоты плотность электролита в процессе накопления заряда падает.
Напряжение на ячейке устройства устанавливают не выше 2,2В, чтобы обеспечить
накопление необходимых ионов и предупредить бесполезное разложение воды на
кислород и водород.
При
замыкании внешней цепи на контакты происходит быстрое разложение накопленных
солей и соединений с выделение на электродах огромного количества электрической
энергии. Плотность электролита возрастает по мере разряда аккумуляторной
батареи.
Техническое
обслуживание аккумуляторной батареи
При
наружном загрязнении аккумуляторной батареи ее поверхности необходимо протереть
10%-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после чего
вытереть чистой, сухой ветошью. Во время заряда батареи в результате химической
реакции выделяются газы, значительно повышающие давление внутри аккумуляторов.
Поэтому вентиляционные отверстия в пробках нужно постоянно прочищать тонкой
проволокой. Периодически необходимо зачищать штыри и клеммы проводов.
В
аккумуляторной батареи уровень электролита должен быть пониже кромки тубуса
заливного отверстия. Если корпус аккумуляторной батареи сделан полупрозрачным,
то на нем наносят метки "Min" и "Max" и уровень электролита
должен поддерживаться между ними.
Если
корпус аккумуляторной батареи сделан полупрозрачным, то на нем наносят метки
"Min" и "Max" и уровень электролита должен поддерживаться
между ними. При понижении уровня следует долить дистиллированную воду, так как
при нагревании электролита испаряется только вода. В холодное время года во
избежание замерзания воды, следует доливать непосредственно перед пуском
двигателя для быстрого ее перемешивания с электролитом.
Для
проверки степени заряженности аккумуляторной батареи определяют плотностью
электролита. Для этого наконечник кислотомера опускают в заливное отверстие
аккумулятора, засасывают электролит и по делениям плавающего в колбе ареометра
определяют величину плотности электролита. Понижение плотности от нормы
указанной в таблице, на 0.01 г/см³ соответствует разряду аккумулятора на 6%.
Допустимый разряд аккумуляторной батареи составляет зимой 25%, а летом 50%.
Для
измерения напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой используют
нагрузочную вилку. Для измерения напряжения аккумулятора под нагрузкой в
зависимости от его емкости заворачивается гайка. Порядок включения нагрузочных
резисторов в зависимости от емкости проверяемого аккумулятора указан на
контактных ножках. Измерение производиться при закрытых пробках и с выдержкой
под нагрузкой не более 5 секунд. Если напряжение проверяемого аккумулятора более
1.4В, он исправен. А если ниже 1.4В, аккумулятор разряжен или неисправен.
Уточнение производят сравнением показаний всех аккумуляторов в батареи и
измерение плотности электролита.
Для
длительного хранения батареи в зимнее время ее нужно снять с автомобиля,
полностью зарядить и хранить в сухом месте при
температуре
не выше 0˚, и не ниже минус 30˚.
Что чем
ниже температура электролита, тем меньше будет саморазряд. Каждый три месяца
аккумуляторную батарею необходимо подзаряжать для восстановления потерь на
саморазряд.
Для устранения окисления полюсных штырей нужно снять клеммы проводов с полюсных штырей, зачистить их. Поставить на место и смазать снаружи тонким слоем технического вазелина.
Изучить и за конспектировать ответы на вопросы :
Комментариев нет:
Отправить комментарий