среда, 7 декабря 2022 г.

 08.12.2022

Группа 510

Предмет: Эксплуатация Т..О. и ремонт С\Х машин 

Тема урока: Устройство АКБ 

Цель урока: изучить данную тему, составить конспект урока 

Назначение, устройство, маркировка и принцип действия аккумуляторной батареи.

Аккумуляторная батарея (АКБ) на автомобиле предназначена для обеспечения пуска двигателя стартером и для питания электрической энергией всех потребителей при неработающем двигателе, а также для питания потребителей совместно с генератором на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Если мощность потребляемая включенными потребителями, превышает мощность, потребляемая включёнными потребителями, превышает мощность, развиваемую генератором, аккумуляторная батарея, разряжаясь, обеспечивает питание потребителей одновременно с работающим генератором.

АКБ является электрохимическим устройством, в котором электрическая энергия, поступающая в процессе зарядки от внешнего источника постоянного тока преобразуется в электрическую.

АКБ, установленные на автомобилях называются стартерными, т.к. они обладают свойствами кратковременно отдавать большой ток (до 300-900А при пуске двигателя стартером) при малом внутреннем падении напряжения.

Стартерные аккумуляторные батареи состоят из 6-ти или 12-ти аккумуляторов, соединенных между собой последовательно.

Устройство АКБ.

Электроды.

Положительные и отрицательные пластины аккумулятора отливают в виде решётки из сплава, содержащего 92-94% свинца, 6-8% сурьмы с добавлением 0,1-0,2% мышьяка. Сурьма увеличивает механическую прочность пластин, коррозионную стойкость и облегчает их отливку. Для увеличения ёмкости аккумуляторной ячейки решёток отрицательных пластин заполняют активной массой, приготовленной из свинцового порошка и раствора серной кислоты, а положительных пластин - активной массой, приготовленной из свинцового глета и раствора серной кислоты.

Пластины подсушивают, затем помещают в банки с электролитом (состоящим из раствора химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде) и заряжают постоянным током. Этот процесс называют формированием. В результате нескольких зарядок активная масса становится пористой, что увеличивает её площадь в несколько раз. В конце формирования активная масса положительных пластин почти полностью превращается в перекись свинца (тёмно коричневого цвета), а отрицательных – в губчатый свинец (серого цвета). По окончании формирования пластины оставляют в заряжённом состоянии.

Полублоки.

Пластины соединены между собой с помощью бареток (перемычек) в полублоки положительных и отрицательных пластин. Полублоки собирают в блоки так, чтобы каждая положительная пластина была расположена между двумя отрицательными.

Пластины (токоотводы) собирают в однородные (однополярные полублоки - отрицательные и положительные.

Число пластин зависит от требуемой емкости АКБ. Полублоки объединяются в блок и вставляют друг между дружкой.

Сепараторы.

Чтобы не было замыкания между пластинами, вставляют сепараторы. В сепараторах одна сторона гладкая, другая ребристая. Ребра обращены к положительным пластинам.

Сепараторы – разделители из кислотостойкого пористого материала. Они изготавливаются из: мипора (микропористый эбонит), изготавливается на основе натурального каучука, обозначается Р; мипласта (микропористый хлорвинил) изготавливается на основе полихлорвинильной смолы, обозначается М.

Они обладают достаточной механической прочностью и химической стойкостью. Размеры сепараторов больше размеров электродов, что предотвращает замыкание их через кромки.

Ячейка моноблока (аккумулятор).

Блоки электродов в сборе с сепараторами устанавливаются в ячейки моноблока.

Моноблок.

  • материал - эбонит, термопласт, полипропелен;

  • устройство - показать призмы, на которые установлены полублоки, и объяснить назначение объема между призмами - для сбора шлама. Разделен на отсеки перегородками.

Предохранительный щиток.

Предохранительный щиток – предохраняет кромки электродов и сепараторов от механических повреждений.

Крышка.

Крышка – изготовлена из эбонита или пластмассы. На современных аккумуляторах единая крышка.

На современных автомобилях используются моноблоки, выполненные заодно с крышкой.

В крышке имеются отверстия. Два крайних имеют свинцовые втулки и служат для прохода выводных борнов. Остальные отверстия - заливные, имеет резьбу, в которую заворачивается герметичная пробка.

Пробка.

Наливное отверстие закрывают пробкой, имеющей вентиляционное отверстие для выхода газов. Выплёскиванию и утечке электролита препятствует отражатель и уплотняющее резиновое кольцо.

В качестве электролита используется водный раствор серной кис­лоты. Сверху бачки закрыты крышками 10 с тремя отверстиями. Цен­тральное отверстие — заправочное — закрыто пробкой 8 с вентиляцион­ным отверстием, через два других проходят полюсные выводы 12 по­лублоков. Между крышкой и стенками устанавливается уплотнительная прокладка. По краям крышка залита кислотоупорной мастикой. Для защиты пластин и сепараторов от механических повреждений в каждом аккумуляторе вставлен предохранительный эбонитовый щиток 13. Сни­зу полублоки пластин опираются на четыре выступа (призмы) 15, вы­полненные на днище банок. Выводные зажимы 7 батареи соединены с крайними полюсными выводами 12 и с помощью болтов и гаек соеди­няются с наконечниками электропроводов. Сверху ящик батареи покрыт кислотостойким лаком. Для защиты выводов имеется пластмассовая коробка 3. Аккумуляторная батарея усилена двумя ленточными стяж­ками 11, проходящими между бачками. Перенос батареи осуществляет­ся с помощью ручек 5.

Рис. 83. Аккумуляторная батарея:

1— крышка батареи; 2 — болт; 3 — пластмассовая защитная коробка; 4 — ящик батареи; 5—ручка; б — щиток крепления пластмассовой коробки; 1 — выводные зажимы; 8 — пробка; 9 — межаккумуляторное соединение; 10 - аккумуляторная крышка; 11—стяжка аккумуляторной батареи; 12— полюсный вывод; 13 — пре­дохранительный щиток; 14 — отрицательная пластина; 15 — опорная призма; 16 — сепаратор; 17 — положительная пластина; 18 — баретка.

Аккумуляторная батарея.

Отдельные аккумуляторы соединены с помощью перемычек последовательно (друг за другом). Такое соединение называют аккумуляторной батареей.

Если крышка общая, то перемычки расположены над перегородками. Заливают крышки мастикой типа БР-20 (75% - нефтяного битума, 25% - машинного масла). На перемычках ставится маркировка батарей.

Полюсовые штыри отмечают метками «+» и «-». Диаметр положительного полюса несколько больше диаметра отрицательного полюса, что исключает неправильное включение батареи в цепь. Для увеличения срока службы сосудов в их стенки вставляют кислотоупорные хлорвиниловые вставки, предотвращающие короткое замыкание пластин соседних аккумуляторов при образовании трещин в перегородках моноблока.

Условное обозначение батареи.

На автомобилях КамАЗ-4310 устанавливают аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР, на ЗиЛ-131 устанавливают аккумуляторные батареи 6СТ-90ЭМС, на ГАЗ-66 – 6СТ-75, на УАЗ-3151 – 6СТ-60ЭМ, на автомобилях «Москвич» и ВАЗ – 6СТ – 55.

6 – количество аккумуляторных батарей;

СТ – назначение, стартерная;

90 – номинальная емкость в А/ч – это количество электричества Ампер-часов, которое может отдать аккумуляторная батарея при определенных условиях разряда;

* – материал моноблока (Э – эбонит, Т – термопласт, П – полипропилен);

* – материал сепаратора (М – минпласт, Р – мипор, МС – минпласт со ст-екловолокном);

* – может быть еще: А - под общей крышкой, 3 - залитая (заряженная).


Комментариев нет:

Отправить комментарий

 15.03.2024 Гр.606 Предмет: Слесарное дело и технические измерения Тема: Приемы нарезания резьбы. Контроль качества Цель: изучить материал д...